Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Технология

Дифференцированное обучение на уроках технологии в 5-8 классах МОУ Радужненской СОШ

М.В. Трефилов,

учитель технологии МОУ Н\Радужненская СОШ

Вопрос дифференциального обучения на уроках технологии возник перед школой в связи со следующими факторами:

1.Резкое ухудшение материального обеспечения школьных мастерских материалами, оборудованием и инструментами.

2.Программа предмета “Технология” обуславливает творческий подход к процессу обучения.

3.Поиск и совершенствование новых подходов к процессу обучения, профориентации в связи с изменившимися условиями в народном хозяйстве страны.

В Радужненской средней школе над решением данных проблем работают уже несколько лет. По моему мнению, созданная система обучения в какой-то мере отвечает современным требованиям в основе системы лежит принцип личностно-ориентированного обучения на основе существующих программ по технологии.

Наиболее выпукло этот подход просматривается на практической части урока, на чём и остановимся, так как надеюсь, что многим учителям технологии, а особенно начинающим и тем, у кого материальное оснащение далеко недостаточное это помогает.

Традиционная схема обучения основывается на фронтальном методе обучения, когда весь класс выполняет одну и ту же операцию (работу) в соответствии с программой. Для такого метода необходима, прежде всего, хорошая материальная база, которая за последние годы утрачена. На определённом этапе эта схема был достаточно эффективной. Однако  современной педагогике произошли сдвиги в ориентации от коллективного метода обучения к индивидуально-творческому, личностно-ориентированному.

Предлагаемая схема обучения очень хорошо перекликается со схемой профессора Д.А.Тхоржевского “Система обучения учащихся технологии”:

 1.Объяснения технологического процесса (постановка задачи и способы её решения).

 2.Выбор заготовки.

 3.Выбор инструмента.

 4.Выбор способа установки заготовок и инструмента (организация рабочего места).

 5.Определение последовательности трудовых операций (изучение и анализ технологической карты).

На данную схему обучения накладывается индивидуально-личностный подход с учётом дидактических принципов обучения. Такой видится современная система обучения технологии. Её элементы хорошо просматриваются на примере преподавания технологии в Радужненской средней школе.

 Для эффективного творческого урока учителем созданы все необходимые условия:

1.Стенд  “Документация для урока” находятся в личном пользовании учителя. Здесь по классам расписаны требования программы с расшифрованной по перечню работ и датам.

2. На отдельном стенде «Перечень обязательных работ по программе» вынесены положения из программы. Стенд предназначен для учащихся. Он изготовлен на основе программных требований - что должен знать и уметь учащийся . К этому стенду учащиеся постоянно обращаются, так как все виды работ, перечисленные здесь, должны быть выполнены и оценены. Этот же стенд помогает уладить все недоразумения  и конфликты при выставлении оценок.

3.Главным является рабочий стенд «Сегодня на уроке» . Этот стенд является сменным и полностью заменяется для каждого класса перед началом урока (меняются бирки и график дежурств  для соответствующего класса). Смена занимает очень мало времени. Сменные материалы хранятся на стенде учителя.

         Стенд «Сегодня на уроке» отражает информацию о дежурстве – «График дежурств и перечень работ к уроку – «Виды работ», где имеются бирки  названием работы  (Изготовление изделия)  сгруппированные по 3-5 штук по следующим видам:

  1. Работы на станках
  2. Столярные работы
  3. Слесарные работы
  4. Электротехнические работы
  5. Ремонтные работы
  6. Дополнительные работы

Бирка имеет унифицированный номер. В ней содержится следующая информация: название работы, рисунок изготавливаемого изделия, номер рабочего места, количество человек необходимое для выполнения данной работы и другое.

         4. Рабочее место находится по номеру указанному в бирке. На рабочем месте ученик находит технологическую или инструкционную карту, образец выполняемой детали (изделия), защитные очки (если это необходимо) и другие приспособления для работы.

         5. Технологическая карта находится на рабочем месте или специальной укладке с тем же номером.

         6. Склад - полки заготовок. На полке с номером ученик  найдет заготовку для своего изделия.

         7. Склад – полка образцов изделий. Под тем же номером находится образец изделия.

         8. Склад-полка для готовых изделий.

         9.По указанным в технологической карте инструментам учащийся выбирает необходимый инструмент в укладках «Инструмент общего пользования» где имеются молотки, зубила, рубанки, стамески, ножовки, напильники,  измерительный инструмент и прочее.

         10. Полка – библиотечка, где собраны справочники и учебники по классам.

         11. Электрофицированные стенды, тематика которых меняется в течении года. В настоящее время это стенды «Виды металлов», «Породы древесины», «Устройство сверильного станка», «Столярные инструменты», «Электрофицированный макет квартиры». По этим стендам можно проверить знания по данным темам в порядке самопроверки.

         12. Уголок с набором инструментов для уборки мастерской.

         13. Кинозал.

Имеются раздевалки для верхней одежды, Комплект халатов и фартуков, уголок по технике безопасности, уголок для теоретических занятий.

Уроки проходят последующей схеме: Учащиеся приходят в мастерскую, снимают верхнюю одежду (мастерская находится в отдельно стоящем здании) надевают халаты или фартуки и садятся за столы для теоретических занятий. По их окончании, спустя примерно 20 минут, приступают к практическим занятиям.

На стенде «Сегодня на уроке» получают информацию о дежурстве и выбирают бирку с названием работы. При этом они руководствуются информацией на стенде «перечень обязательных работ».

Выбор заключается в том, что бы работы соответствовали перечню ещё не отработанных тем и выполнялись с желанием, в соответствии с интеллектуальными, психическими и физическими возможностями. Иногда случаются совпадения желаний, тогда спор решает «лотерея». Далее ученик следует информации указанной в бирке. Все вопросы связанные с работой  ученик решает сам,  за редким исключением, когда нужно обратиться к учителю за дорогостоящим инструментом, не входящий в перечень инструментов общего пользования  или посоветоваться по проблемам, решение которых нельзя найти в справочнике. Вплоть до окончания урока учащиеся сосредоточенно и вдумчиво работают. Часто, особенно в младших классах, обращаются к учебнику и справочнику. Во время работы учащихся учитель наблюдает за приёмами работы, техникой безопасности ,беседует на «отвлечённые» и воспитательные темы с уставшими, фиксирует качество изделий и оценивает работы. При этом не скупится на советы , если уверен ,что они будут приняты.

При такой организации очень важным является законченность работы, т.е. недоделанные изделия переносить на следующий урок нельзя, за редким исключением. При этом важным является «авторство», т.е. при сборке изделия на последующих уроках учащийся должен использовать свои детали. Ведь в этом суть индивидуального подхода, воспитании ответственности.

Всё рабочее окружение в мастерской выполнено руками учащихся- изготовление технологических карт и чертежей, ремонт оборудования, изготовление и обновление бирок, изготовление и переориентация стендов ,  изготовление моделей и приспособлений и многое другое.

А что-же ученики? Они сами оценивают свои возможности и выкладываются на «своём уровне» до конца. У них , как видно из вышеизложенного полная свобода выбора, и соответственно увлечённость в работе и  высокий результат. Посредственных , а тем более плохих оценок не бывает , споров и недоразумений тоже. В мастерской висит стенд «Как вас оценивают» . Самое главное, что достигается на таких уроках – это хорошее продвижение вперёд в интеллектуальном , нравственном , творческом и профессиональном развитии , что и является главной заботой учителя.

Категория: Технология | Добавил: sedoidead (14.02.2016)
Просмотров: 881 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]