Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитание

РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Кондратьева Елена Александровна, методист

 

 

Главное наше достояние – это  дети. И от того какими мы их сегодня воспитаем, зависит в какой стране мы  будем жить завтра.

 Модернизация общества, технологическое развитие, обретение страной достойного места в мировом сообществе требует опоры на традиционные духовно-нравственные ценности, требует знания национальной культуры и цивилизационной самобытности.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» это основа, на которой  строится жизнеспособная система духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Реализация  курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.  При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения.

Основная цель курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации  к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс выстроен таким образом, чтобы сформировать общее ценностно-нравственное поле. Чтобы, зная и уважая собственные  религиозно-культурные традиции и традиции других  народов,  дети видели их единую нравственную основу, а также  понимали, что золотое правило нравственности  названо так   потому, что существует в разных религиозных традициях и в  безрелигиозном мировоззрении.

Воспитательные возможности   данного курса   состоят в том, что он направлен на:

• воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;

• воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине – России.

• воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод  сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

• развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;

• развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;

• семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни;

         Таким образом, содержание курса помогает  формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции своего народа и государства.

Основные задачи курса ОРКСЭ:

- знакомство с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали;

- развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Задач у этого курса много. Но одной из важнейших является доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Ребёнок не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Именно семья определяет цели, смыслы, содержание образовательного процесса. Она является основным хранителем народных традиций и основным элементом её передачи.  Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребенка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Образовательные учреждения помогают семье осуществлять процесс духовного и нравственного воспитания детей.

В помощь родителям  в школах  района проводятся:

1 Родительские вечера:

1) «Нравственные уроки нашей семьи»,

2) «Положительные обычаи и традиции семейного воспитания»

2. Родительские чтения:

1)  «Общаться с ребенком. Как?» (Ю.Гиппенрейтер)

2) «Мы учим жить ребенка среди людей. Кодекс семейного воспитания»

3  День открытых дверей для родителей – 1 раз в четверть

4 Вечера вопросов и ответов – встречи с представителями Коломенского благочиния

5 Общешкольные родительские собрания

  1. «О воспитательном потенциале традиционной русской семейной культуры»,
  2. «Духовно-нравственная преемственность поколений»
  3. Совместные праздники

1) «Папа, мама, я – читающая семья»,

2) «Папа, мама, я – спортивная семья»,

3) «День матери»,

4) «День отца»,

5) «Для вас, бабушки»

 

 Большую роль в успешном освоении курса играют педагоги, которые

умело применяют на практике современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, деловые, ролевые игры, коллективно-групповую, проектную деятельность, составление словаря терминов и т.д.). Используют в работе следующие  приёмы и методы: исследовательскую работу с текстом, беседы, диалоги, групповые виды работы, элементы дискуссии, демонстрации творческих работ учащихся, совместные работы детей и родителей.

Каждый урок курса предполагает наличие и использование компьютерной техники, интерактивного и мультимедийного оборудования,  что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие.

Ведётся  серьёзная подготовка педагогов к каждому уроку (интернет, книги, словари, презентации, карточки с заданиями, подборка мультфильмов, сказок, игр и т.д.)

Для  организации  духовно - нравственного воспитательного пространства в общеобразовательных учреждениях и его полноценного функционирования педагоги непрерывно повышают квалификацию, систематически пополняют свой опыт, корректируют наработанные формы и методы работы с детским коллективом. Обсуждают проблемы в процессе встреч.

Ученики с радостью и любопытством идут на урок, ждут следующий. Этот предмет раскрывает потенциал каждого ребёнка. Дети рассуждают, доказывают, задают вопросы, не боятся ошибиться, любят и умеют работать с учебником, пытаются анализировать то, что узнали. Дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями, участвуют в детских конкурсах в рамках изучения курса, научных конференциях, виртуальных экскурсиях, становятся авторами проектов.

 

Общеобразовательные учреждения  района  выстраивают педагогически целесообразные партнёрские отношения с традиционными российскими религиозными объединениями.

Православная культура  – это один из институтов, обеспечивающих моральный консенсус в обществе и новая стратегия образования, которую называют социокультурной. Модернизация образования, невозможна без взаимодействия и партнёрских отношений с таким институтом социализации, как православная культура . Сотрудничество семьи, школы и представителей православной церкви не противоречит, а способствует духовно нравственному становлению младших школьников.

Православное христианство, некогда принятое и прожитое русским народом – это духовное сокровище, которое досталось нам по праву родства.  Православие позволяет нам вспомнить о заповедях, о долге, о любви, чести, честности, благочестии. Даёт возможность через христианскую этику познакомиться с самим собой,  заглянуть в свою душу,  начать борьбу за ее чистоту.

Большинство мероприятий духовно-нравственной направленности в школах района педагоги и работники методического центра  проводят совместно с Благочинием Коломенского округа. 

Результат такого взаимодействия это выбор родителями (законными представителями) для своих детей одного из предложенных  предметом ОРКСЭ  курса  «Основы православной культуры». Перед Вами таблица на которой показан выбор детей и родителей. Он стабилен.

 

Учебный год

Выбор родителей курса

 «Основы православной культуры»

Выбор родителей курса

 «Основы светской этики»

2013 - 2014

65,4

34,6

2014 - 2015

66,4

33,6

2015 - 2016

66,6

33,4

2016 - 2017

66,9

33,1

2017-2018

66,2

33,8

 

Системный подход в реализации духовно – нравственного воспитания через уроки ОРКСЭ в  общеобразовательных учреждениях  района отражается на поведении детей в обычных и осложненных ситуациях,  в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля  совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: sedoidead (31.01.2018)
Просмотров: 647 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]