Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Разное

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

   

Михеева Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Маливская СОШ

         

В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г." сказано: "Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному, качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья".

 Следовательно, базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Учитывая это, в течение нескольких лет работаю над темой «Нестандартные формы и методы преподавания русского языка и литературы». «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - говорил Буслаев. В последнее время предпочтение отдаю интегрированным урокам, преимущества которых заключаются в том, что они:

  • способствуют повышению мотивации учения, форми­рованию познавательного интереса обучающихся  и рассмотрению явления с несколь­ких сторон;
  • интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют оп­ределенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравни­вать, обобщать, делать, выводы; снимают перенапряжение, пере­грузку;
  • не только углубляют представление о предмете, рас­ширяют кругозор, но и формируют разно­сторонне развитую личность;
  • интегрированные уроки позволяют систематизировать знания, способствуют росту профессионального мастерства учителя.

Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения, так как предполагает возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе, и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют четко осознать: где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом, с учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определенных коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.

Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед обучающимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.

Основная цель обучения языку и литературе сегодня – научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме, многокультурного мира, понимать главную идею различного литературного и публицистического материала, писать работы разных типов и стилей речи.

Все эти навыки проверяются при сдаче выпускного экзамена, в подготовке к которому большую помощь оказывают интегрированные уроки.

. Экзаменационная работа в форме ЕГЭ позволяет проверить, в какой степени у обучающихся средней школы сформированы языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции. Результаты ЕГЭ выявили проблемные места в практической подготовке выпускников. Это прежде всего слабо сформированные орфографические и пунктуационные навыки. Наряду с правописными навыками далеко не все выпускники владеют важнейшими умениями, связанными с чтением, пониманием и интерпретацией текста, а также навыками создания своего собственного целостного высказывания, поэтому наибольшую трудность у учащихся вызывает выполнение задания «С».

Основные ошибки были допущены в композиционном и логическом оформлении сочинения (в том числе абзацном членении); в соблюдении грамматических, лексических, синтаксических и стилистических норм русского языка; и наконец, в неумении подбирать аргументы (во многих работах аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен /не согласен»).

Причина в том, что обучающимся, особенно сельских школ, не хватает практического материала, который они могли бы использовать при аргументации (причин несколько: низкий уровень развития, нестабильная обстановка в семье, обучающимся сельских школ недоступны классы с углубленным изучением предметов, не  все могут бывать в музеях, театрах и других просветительских учреждениях),  поэтому считаю, что возможность накопить практический материал  у них появляется во время интегрированных уроков, предполагающих изучение программ по двум или нескольким предметам, и прежде всего по русскому языку и литературе.    

Уроки словесности открывают широкие возможности для комплексного повторения, для наблюдения за точностью словоупотребления и ролью синтаксических конструкций на примере высокохудожественных текстов, а также помогают решить важные задачи воспитательного характера.

Не менее интересно проходят интегрированные уроки русского языка и изобразительного искусства, например, урок по теме «Имя прилагательное как часть речи. Хохлома» позволил не только повторить учебный материал, но и расширил знания учащихся об обычаях, традициях русского народа. Такие уроки также способствуют воспитанию патриотического отношения к Родине, повышению интереса учащихся к своеобразию образа жизни и формированию бытовых традиций русского народа.

Убеждена, что представление о литературе как искусстве слова без понимания связей литературы и музыки, литературы и театра не может быть полным, поэтому стараюсь вести активную работу по развитию внутреннего зрения, внутреннего слуха и речи учащихся.

Подобные интегрированные уроки помогают обучающимся более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. Они несут большую познавательную нагрузку, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, погружают их в мир классической музыки, делая ее более понятной путем сочетания с литературным словом, а литературу обогащают новыми красками, делая урок более разнообразным, эмоциональным. Переключение внимания приводит к лучшему запоминанию изучаемого материала, формирует у ребят интерес к предмету, развивает творческие способности и творческую самостоятельность.

Интеграция позволила объединить уроки литературы и истории, помогла сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения.

Уроки литературы с использованием исторического, краеведческого материала содержат большой познавательный и воспитательный потенциал, помогают конкретизировать литературный и исторический материал, развивают любознательность, интерес к предметам, повышают качество знаний. Важна роль таких уроков в привлечении обучающихся к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота.

Главная моя цель, как учителя - словесника – привить любовь к книге, воспитать потребность в чтении и культуре чтения, поэтому нередко провожу библиотечные уроки, которые дают возможность не только приобщить учеников к чтению высокохудожественных произведений, но и затронуть их души, сердца, сохранить у ребят желание открывать для себя красоту окружающего мира через художественное слово.

Все больше и больше убеждаюсь в том, что интегрированные уроки нравятся ребятам, запоминаются, так как школьники понимают, что знания, полученные на таких уроках, имеют широкое практическое применение.

 Но интегрированные уроки требуют огромной подготовки и самоотдачи учителя. В настоящее время эта проблема отчасти решается, потому что на помощь педагогам пришли информационно-компьютерные технологии. Их использование открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.

С появлением современных компьютеров и программного обеспечения интегрированные уроки стали органично входить в программный учебный материал. И я в своей педагогической деятельности стала активно использовать программные средства первого уровня сложности: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, средства создания компьютерных презентаций, энциклопедии и справочники, компьютерные учебники, а также средства работы с базами данных. Они помогают разорвать стереотипы мышления, осуществить нестандартный подход к получению знаний, расширить кругозор учащихся.

С моей точки зрения, использование новых технологий на уроке русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить и закрепить новый материал, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

Доказательством этому служит последний проведенный мною интегрированный урок русского языка и живописи в 9 классе «Сочинение-рассуждение на проблемную тему по картине С.В.Иванова «Семья»

(Интегрированный урок (русский язык + живопись) в 9 классе «Сочинение-рассуждение на проблемную тему по картине С.В.Иванова «Семья»)

Все мы знаем, что к окончанию основной школы учащиеся должны овладеть важным коммуникативным умением - утверждать и отстаивать свою точку зрения на те или иные явления окружающей их действительности. Решению этой задачи способствует обучение школьников написанию сочинения-рассуждения на проблемную тему.

Главная трудность в подготовке к такому сочинению – создание проблемной ситуации, выбор темы, которая бы волновала обучающихся и в то же время была полезной для воспитания их нравственности.

С этой целью я обратилась к картине С.В. Иванова, работа над которой позволила не только

  • повторить известные учащимся сведения о структуре сочинений-рассуждений;
  • познакомить их с особенностями рассуждения на проблемную тему и подготовить к написанию самостоятельной работы;
  • повторить синтаксические конструкции, характерные для сочинения-рассуждения, но и

обсудить с девятиклассниками такие важные проблемы современной семьи, как отношения отцов и детей, взаимной ответственности их друг перед другом.

На уроке использовалась презентация. Меняющиеся слайды со звуковым оформлением не оставляют равнодушными ни одного ученика, так как они усиливают эмоциональное восприятие звучащего текста, позволяют сосредоточиться на нем и не тратить учителю время на оформление наглядного материала на доске.

Сейчас, когда интерес к книге, к сожалению, угасает, когда проблема чтения и понимания художественного текста становится особенно актуальной, электронные ресурсы по литературе могут стать важным подспорьем для учителя-словесника.

(«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» )

Разработчики образовательных ресурсов «Кирилла и Мефодия» предлагают несколько типов электронных учебных изданий:

1.   Уроки литературы;

2.    Подготовка к ЕГЭ по литературе;

3.    Литературные энциклопедии;

4.    Художественные электронные книги известных авторов.

Тексты художественных произведений и электронные библиотеки, фрагменты экранизаций программных произведений, тексты, озвученные известными актерами, виртуальные музеи поэтов и писателей, фотографии, иллюстрации к текстам художественных произведений позволят не только разнообразить урок, развить поисковую активность учащихся, но и пробудить интерес к книге, увлечь в мир художественного слова.

Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, помогают учителю при подготовке и проведении занятий. Текущий дневник успеваемости, мониторинг контроля знаний позволяют поэтапно контролировать усвоение школьниками учебного материала.

( Н.В. Гоголь «Путешествие по святым местам»)

И все- таки хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за учителем, его творческим мышлением и желанием изменить мир.

 Ведь ни для кого не секрет, что эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем. Но качественный переход к использованию информационных технологий в обучении детей литературе и русскому языку, да и другим дисциплинам, требует решения целого ряда проблем, среди которых следует выделить в первую очередь материально-техническое оснащение кабинетов компьютерной техникой, разработку и создание соответствующего методического обеспечения, разработку методик использования компьютерной техники в практической деятельности учителя и организацию курсов по использованию информационных технологий для учителей гуманитарного цикла.

Причем, обучать нужно не только молодых специалистов, но и учителей со стажем, потому что они начинали свою педагогическую деятельность в то время, когда таких технологий не было.

Эти проблемы в большей степени свойственны сельским школам. А ведь в России сельская школа занимает особое место. В настоящее время она является основным, а порой и единственным, интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования на селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума; отмечено отставание сельской школы от городской в решении приоритетных задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодняшние выпускники сельских школ вынуждены на равных конкурировать с городскими школьниками при поступлении в высшие и средние учебные заведения, должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям.

Новый образовательный заказ общества станет реально выполнимым, если сельская школа из режима борьбы за выживание, в котором она повсеместно находится на протяжении ряда последних лет, перейдет в режим активного обновления, созидательного продолжения лучших отечественных образовательных традиций.

Категория: Разное | Добавил: YNovikova (04.09.2017)
Просмотров: 892 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]