Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Начальные классы

Возможности современного урока в свете идей Л.В.Занкова

Орлова Елена Александровна,

МОУ Непецинская СОШ

 

«Нужно, чтобы дети, по возможности,  учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

 К.Д. Ушинский

 

Педагогика-это постоянный поиск, одержимость, неудовлетворённость и творчество во все времена. Учитель - это внутреннее состояние человека. Мы всю жизнь «горим» своей профессией. Творческому учителю свойственно всю жизнь искать новых путей, методик, технологий в обучении. Сколько новых методик проходит сквозь учительскую душу, сознание! Меняется время, становятся другими люди. Отрадно видеть, как жизнь, меняясь, всё-таки улучшается. И школа не может быть только прежней. Учителями освоены различные технологии: развивающее обучение, личностно- ориентированное, диалог культур, педагогика сотрудничества, встречных усилий, сотворчество и др.

Богатый опыт приобрели учителя с применением современной учебной техники: уроки- презентации, использование интерактивной доски. Изменился и школьник. Но главное в нём осталось: пытливость, любознательность, необходимость в помощи. Мудрый учитель выберет эффективную технологию, у него хватит души зажечь ребёнка, выработать потребность познавать, научит самостоятельности в действиях.

Посещение уроков, их анализ еще раз показали, что как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования.

Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок.

Урок – основная форма организации учебного процесса.

Современный урок – это:

· развитие школьников в процессе обучения;

· активная деятельность детей; работают все и работает каждый;

· проблемность; маленькие открытия каждый день;

· диалог; учёт разных мнений; вариативность;

· творчество учителя и творчество детей;

· интерес детей к учению; их желание учиться;

· освоение детьми способов действий;

· самостоятельность учащихся;

· сотрудничество школьников друг с другом и с учителем;

· индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;

· чёткость целей и ориентация на достижение результатов;

· связь с жизнью, решение практических задач;

· воспитание личности.

Требования к современному уроку:

  1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.
  2. Построение урока на основе системно - деятельностного подхода.
  3. Продуманность методической системы урока:
  • продуманность целей и задач урока;
  • комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока;
  • целесообразный выбор форм и методов обучения;
  • целесообразное использование средств обучения.
  1. Продуманность структуры и логики построения урока.
  2. Чёткая организация класса.
  3. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.
  4. Соблюдение психологических требований к уроку.
  5. Здоровьесберегающая направленность урока.
  6. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.
  7.  Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.

Признаки современного урока

Ученик – равноправный субъект учебной деятельности (со всеми присутствующими в классе).

Функция учителя на уроке меняетсяс управляющей на организующую

Предоставляемая свобода выбора учащимися учебных действий и источников информации.

Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не оценку личности ученика).

 

Подготовка учителя к уроку включает следующие этапы:

· определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания;

· определение целей и задач урока;

· выбор методов и форм обучения;

· выбор и подготовка средств обучения, оборудования урока;

· определение типа и структуры урока;

· составление плана урока;

· составление конспекта или плана-конспекта урока.

Комфортность на уроке для учащихся и учителя, бесконфликтность ситуации необходимы. «Трудный школьник- это, прежде всего, несчастный ребёнок, которому необходимы сочувствие, понимание, помощь». Богатство души педагогический такт, знание психологии ребенка, профессионализм, порядочность и мудрость учителя делают своё доброе дело. Культура общения предотвращает конфликты. Надо умело пользоваться словом так как оно тончайшее прикосновение к сердцу, слово может стать и нежным, благоухающим цветком, и острым ножом, безжалостно ковырнувшим нежную ткань души, и комьями грязи. Мудрое и доброе, оно доставляет радость. А глупое и злое, необдуманное и бестактное ранит, приводит в оцепенение силы души, порождает внутренний конфликт. Овладеть искусством общения - большая удача в педагогической работе. Не унижать человека словом, а уважать и возвышать его нужно. Униженный учитель не может воспитать человека с чувством собственного достоинства, а униженный ученик никогда не станет полноценной личностью.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить и рассуждать о том, каким должен быть урок . Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Мы думаем, что основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатый материал, сравнение, сопоставление смешиваемых явлений и понятий, поиск связей с пройденным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном, изученном.

В заключение, хотелось бы напомнить основные постулаты системы Л.В. Занкова, так удачно сформулированные З.И. Романовской:

  1. Талант – это страсть и терпение.
  2. Учитель должен психологически перестроиться.
  3. Альтернативная – это не противостоящая, но иная, идущая по иным путям (допускающая один из двух или нескольких вариантов).
  4. Система  Л.В. Занкова направлена на общее развитие детей (ум, воля, чувства, нравственные представления).
Категория: Начальные классы | Добавил: YNovikova (07.03.2017)
Просмотров: 547 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]