Главная » Статьи » Начальные классы |
Быстрова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ Непецинской СОШ «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Китайская мудрость
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах я сосредоточу свое внимание. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Как можно классифицировать ЭОР? Можно классифицировать ЭОР по следующим направлениям: По технологии создания: текстографические мультимедиа По среде распространения и использования: Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета ресурсы для «электронных досок» По содержанию: учебники рабочие тетради лабораторные работы электронные справочники и словари викторины По принципу реализации: мультимедиа-ресурсы презентационные ресурсы системы обучения По составляющим входящего в них содержания: лекционные ресурсы практические ресурсы ресурсы-имитаторы (тренажеры) контрольно-измерительные материалы Как на практике я применяю ЭОР? Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое. Приведу пример использования ЭОР на своих уроках. 1.Компьютерные тренажёры Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной разработки. Картинный диктант Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учиться. Цель тренажёра – визуализация правильности выполнения задания. В данном ресурсе предлагается 4 вида картинных диктантов. Их можно написать на одном уроке. А можно использовать на нескольких уроках. Работа по данному тренажёру строится следующим образом: учитель называет или показывает номер картинки (их можно называть и показывать не по порядку), а дети записывают слово. Проверять можно отдельно записанное слово, а можно группу слов, нажав на картинку. Тренажёр «Игра-раскраска «Художник» Задача – отработка навыка табличного умножения. Тренажёр «Таблица умножения» При создании тренажёра использовался приём, который используется для заучивания учебного материала. На одной стороне карточки записан пример, а на другой ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Программа «Отличник» способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок. Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем: быстрая обработка результатов, определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции), объективность оценки учащегося. 2. Игры. Данный ресурс я использую на уроках, внеурочных и коррекционных занятиях. При счёте до 10 – использую игры типа «Кто быстрей» и др. Для отработки навыков устного счёта в пределах 10 использую большое количество игр. Например «Помоги сказочному герою» 3.Тесты. Для проверки и закрепления знаний по теме хорошо использовать Flash-тест. 4. Фильмы или Слайд-шоу с озвучиванием. Данный ресурс возможно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, применение ИКТ в педагогической практике – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и организованно. Использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание. Однако не все так просто. Педагогу, который использует элементы новых технологий, нужно сначала их осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок. Часто то, что прекрасно использует один педагог, у другого педагога на уроках не идёт, нет желаемых результатов. На мой взгляд, в этом вопросе очень важно найти «золотую середину». Нельзя отбрасывать традиционные методы обучения – это фундамент, основа, а надо умело сочетать классические приёмы с новыми технологиями. Список использованных источников:
| |
Просмотров: 982 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |