Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Начальные классы

Развивающая кинезиологическая программа (развитие логического, творческого мышления и межполушарных связей)

Бодрова Ольга Ивановна, 

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ Непецинской СОШ

 

Цель:

Развитие межполушарной специализации.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи:

Развитие мелкой моторики.

Развитие комиссур (межполушарных связей).

Синхронизация работы полушарий.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания.

Развитие речи.

Развитие мышления.

Устранение дислексии.

Продолжительность занятий — 20—25 мин.

Периодичность — ежедневно.

Время занятий — утро.

Длительность занятий по одному комплексу упражнений — 45—60 дней.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

Комплекс № 1

Упражнения для развитая мозолистого тела

(комиссур, межполушарных связей)

(8 недель)

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средней и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак— ребро— ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. «Ухо— нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Змейка». Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным педагогом пальцем. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. «Горизонтальная восьмерка».

Комплекс № 2

Упражнения для развития мозолистого тела

(комиссур, межполушарных связей)

(8 недель)

Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде буквы Х. Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:

1.«Перекрестный шаг». Стоя, поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 7 по 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы х, как бы «пересекается» средняя линия левого и. правого полушарий мозга. Упражнения помогают двум полушариям работать согласованно.

2. «Паровозик». Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10—12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

3. «Перекрестное марширование». Сделать 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра — руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно. Смотреть при этом на пересечение линии буквы х. Упражнение повторять 7 по 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием одноименных рук и ног.

4. «Мельница». Выполнять так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию». Время упражнения 1—2 мин. Дыхание произвольное.

5. «Перекрест». Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем перекрестом. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 с смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 с взгляд переводится на светлый фон. С появлением образа глаза закрываются, а перекрест медленно переносится в область лба, затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяется 3 раза и служит для проверки включения и работы правого полушария.

6. Упражнение «Взгляд влево вверх».Поза: правой рукой фиксируют голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбрасывают в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке, После этого начинают делать упражнение в течение 7 с. Смотрят на предмет в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой» (счет 1—2—3—4—5—6—7). Упражнение выполняют 3 раза, потом доводят до 8 раз. Затем упражнение выполняется «с точностью до наоборот».

В дальнейшем, для того чтобы полностью проявить свои способности во время какой-либо ответственной (но привычной) работы или деятельности, достаточно представить букву Х.Это будет являться как бы кодом для мозга. Его можно использовать всякий раз, когда необходимо заставить работать оба полушария одновременно.

Комплекс № 3.

Упражнения для развития мозолистого тела

(комиссур, межполушарных связей)

(8 недель)

1. «Магические восьмерки». Вначале нарисовать на доске или большом плакате восьмерку. Показать детям. Потренировать их рисовать в воздухе восьмерку.

Первая фаза. Сесть прямо. Лодыжку правой ноги положить на правое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Правой рукой захватать нижнюю часть голени левой ноги и за ее стопу (левую) взяться левой рукой, рот полуоткрыт, язык на нёбе. Необходимо делать вдох через нос на счет 1—2—3—4. Упражнение делается с закрытыми глазами. На вдохе необходимо представить кольцо, идущее сверху вправо и вверх (счет 1—2—3—4), на выдохе кольцо, идущее сверху вправо и вниз (счет 1—2—3—4). В дальнейшем эта восьмерка с уровня представления должна перерасти в четкую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые — 8 раз.

Вторая фаза. Можно сидеть или стоять, поставив ноги на ширину плеч. Руки, согнув в локтях, расположить на уровне груди и соединить пальцы в виде шатра. Внимание сосредоточить на пульсации в пальцах. Рот полуоткрыт, язык на нёбе, вдох через нос, выдох через рот. Глаза закрыты, Эта фаза упражнения выполняется 3 раза.

2. «Доминирующее опускание руки». Упражнение выполняется стоя вдвоем. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счет 1 —2—3—4), после чего другой опускает эту рyкy в три шага:

Первый шаг: создание легкого усилия мышцы руки (счет 1—2—3—4—5—6—7), время — 7 с.

Второй шаг: создание большого напряжения (счет 1 — 2—3— 4— 5—6— 7), время –7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет 1 — 2—3— 4— 5—6— 7), время –7 с. Опускание руки повторяется 3 раза. При этом нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять удовольствие. Левую руку можно …………………правой руки, если усиливают правое полушарие. Праворукость или леворукость не учитывается.

3. «Перекрестная марионетка» (для правого полушария). Упражнение выполняется стоя. Насчет 1— 2— 3— 4— 5— 6— 7 медленно и равномерно поднимается левая нога, согнутая в колене, и достигает бедра.. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делается усилие для ноги в три шага:

Первый шаг: легкое усилие мышцы ноги — 7 с.

Второй шаг: сильное усиление — - 7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание ноги — 7 с.

Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опереться или удержать ее, отставив в сторону и согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые — 8 раз.

4. «Перекрестная марионетка» (для левого полушария). Выполняется, как и для правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3 раза. Упражнение выполняется только для правой ноги.

5. Упражнение «Доминирующее опускание руки». Выполняется стоя в вдвоем. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счет 1—2—3—4—5—6—7), после чего другой начинает опускать эту руку в три шага:

Первый шаг: создание легкого усиления мышцы руки (счет 1—2—3—4—5-6—7), время — 7 с.

Второй шаг: создание большого напряжения (счет 1—2—3—4—5-6—7), время — 7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет 1 — 2—3— 4— 5—6— 7), время — 7 с.

Опускание руки повторяется 3 раза.

6. «Односторонняя марионетка». Выполняется стоя. Медленно на счет 1—2—3—4—5—6—7 поднимается правая нога, усиление в три шага создается тоже правой ногой. Спина прямая. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые — 8 раз.

7. «Параллели». Для выполнения упражнения  предлагается лист плотной бумаги с нарисованными на нем черной тушью двумя параллелями. Располагается на расстоянии 20 см от глаз, освещение нормальное и равномерное. Необходимо в течение 45 с смотреть на центр листа, между параллелями, после чего взгляд переводится на светлый фон. С появлением постобраза глаза закрывают, а «параллели» мысленно переводят в центр лба, после чего некоторое время следует «смотреть» на них в таком положении. Упражнение можно повторять до 3 раз.

8. «Усиление руки» (без доминирующего опускания). Выполняется вдвоем. Один медленно и равномерно на счет 1—2—3—4—5—6—7 поднимает правую руку до горизонтального положения. Другой делает усиление руки в два шага.

Первый шаг: легкое усиление (счет 1—2—3—4—5—6—7).

Второй шаг: большое усиление (счет 1—2—3—4—5—6—7).

Чтобы рука ребенка не взмывала вверх после второго усиления, партнер плавно, постепенно и легко опускает его руку, а тот, в свою очередь, так же плавно продолжает опускать ее до конца (счет 1—2—3—4—5— 6—7). Дети выполняют это упражнение 3 раза, взрослые — 8 раз.

 

Категория: Начальные классы | Добавил: YNovikova (14.03.2017)
Просмотров: 704 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]