Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Начальные классы

Формирование общеучебных умении и навыков обучающихся 1-х классов в соответствии с требованиями ФГОС

Карцева Ольга Николаевна, 

Лукерьинская начальная общеобразовательная школа

  1. Вступление

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Почему? Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда. Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными.

Впервые программа формирования умений учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др. В последние годы идеи Д. Б. Эльконика стали наиболее актуальны. Приоритетом начального общего образования ( в Федеральном компоненте государственного стандарта) является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Последнее десятилетие в школьном образовании обострилась проблема, обусловленная следующим противоречием: с одной стороны, с широким внедрением развивающего проблемного обучения возросло количество творчески мыслящих учеников, способных создавать собственный интеллектуальный продукт в виде результатов научного исследования. С другой стороны количество неуспевающих детей остаётся печально стабильным, а количество детей, нуждающихся в специальном коррекционном образовании возрастает с каждым годом. И это проблема не одной школы, города, региона. Модернизируя традиционную систему образования её отчаянно критиковали, как исключительно “знаниевую”, призывали перейти к деятельностному подходу в образовании. В создавшейся ситуации возникает опасность, что учитель, заботясь исключительно о развитии учеников, придает забвении знания, умения, навыки, как устаревший атрибут советской школы. Между тем, как справедливо заметил П. Блонский “пустая голова не рассуждает” то есть знания являются одним из факторов развития личности.

И сегодня, как никогда, необходимо осознать что, во-первых, не все дети способны учиться исключительно самостоятельно; во-вторых, не все дети могут учиться на высоком уровне теоретического обобщения, и, в-третьих, нужно не разрушать классно-урочную систему (т.к. ничего лучше пока не придумано), а постараться найти пути повышения эффективности школьного урока. Всех научить всему – такую задачу, как известно, ставил перед школой ещё Я.А. Коменский.

Во многих авторитетных источниках совершенно справедливо утверждается, что главная задача учителя – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебныеумения .

2. Формирование общеучебных умений и навыков через учебную деятельность

В возрасте от 6 до 10 лет основной и ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования. Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Важным этапом процесса её организации является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. Работа начинается с первых дней в школе. Это прежде всего организация рабочего места: удобное расположение учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места. Особенно много предметов находится на парте на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. С первых дней выясняем, почему ножницы, карандаши, кисти всегда должны лежать  справа, линейка, трафареты, салфетки – слева, книги, тетради – перед собой. Чтобы убедиться в целесообразности такого расположения учебных принадлежностей , меняем предметы местами и пробуем работать. Дети сами убеждаются, что если карандаши, кисти, ножницы положить не справа, а слева, то работать неудобно; в правую руку приходится брать предметы, расположенные слева, и наоборот.
Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определенные учебные действия. В.В. Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи:

  • принятие от учителя или самостоятельная постановка учебных задач;
  • преобразование условий задачи (поиск, обнаружение и выделение);
  • моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
  • преобразование модели для изучения свойств объекта;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Заключенная в задачи идея приобретает конкретную форму в виде присвоенного знания, понятия, умения, навыка, способа деятельности. Характер учебно-познавательных задач многообразен, но структура учебно-познавательной деятельности в целом общая для всех и включает следующие элементы:

  • осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;
  • построения плана её решения;
  • практическое разрешение задачи;
  • контроль за решением задачи;
  • оценка результата в соответствии с эталоном;
  • постановка задач дальнейшего совершенствования приобретения знаний, умений, навыков.

Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной; а без этого невозможно сформировать и учебные умения. Учебные умения, входящие в структуру учебной деятельности, входят в состав различных групп общеучебных умений.

3.Классификация общих умений и навыков

Учебная деятельность – это основа для формирования умения учиться. Она  позволит определить группу учебно-деятельностных  умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков.
Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:

  • учебно-деятельностные;
  • учебно-интеллектуальные;
  • учебно-организационные;
  • учебно- информационные;
  • учебно-коммуникативные умения.

Выделение 5 групп общеучебных умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию данных умений и разработать программу действий по классам.

1. Учебно – деятельностные умения и навыки

 
  1. Умение  принимать учебную цель.
  2. Намечать  задачи  для  ее  осуществления.
  3. Умение  анализировать  учебную  ситуацию  с  целью  постановки  и  решения  учебной  проблемы.
  4. Выделять в  учебном  материале  предмет  усвоения.
  5. Оценивать  работу  по  заданным  извне  критериям.
 

2. Учебно-коммуникативные умения и навыки

 

2.1. Формулировать  вопрос  к  картинке,предложению,  слову.
2.2. Пересказывать  содержание  сказки,  рассказа,  условие  и  ход  решения  задачи.
2.3. Осваивать  основные  виды  письменной  работы:  списывание,  запись  под  диктовку,  изложение  текста,  сочинение  рассказа.
2.4. Темп  письма  к  концу  года  25 знаков  в  минуту.

 

3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки

 

3.1Умение  читать  осознанно  и  выразительно.
3.2. Умение  чисто и   грамотно  писать.
3.3. Умение  сравнивать  объекты,  факты,  явления.

 
 

4.Учебно-организационные  умения  и  навыки

 

4.1. Правильно  пользоваться  учебными  принадлежностями,  понимать  учебную  задачу, учиться  работать  в  заданном  темпе.
4.2. Проверять  работу  по  образцу.
4.3. Соблюдать  правильную  осанку.
4.4. Организовать  свое  рабочее  место.

 

5. Учебно-информационные  умения  и  навыки

 

5.1. Читать целыми  словами, соблюдая  ударение, паузы, интонацию  в  конце  предложения.
5.2. Находить тексты  в  оглавлении,  пользоваться  заданиями  и  вопросами.
5.3. Слушать  рассказ,  объяснение  учителя,  пересказывать.
5.4. Уметь  самостоятельно  знакомится  с  детскими  книгами , по  иллюстрации  составлять  представление  о примерном   содержании  книги.

 

4. Методические приемы и формы организации на уроках

Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных на формирование учебно – интеллектуальных умений. Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный. Учитель сообщает, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставится вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол».  Такой анализ уже может направить их мысль в определённом направлении. Проверить правильность возникших предположений дети смогут, внимательно рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов – названий данных фигур, дети должны придти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос.
Главная цель моей работы с детьми – учить детей учиться, а значит ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, владеть словом. Владеть словом – инструментом общения – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.

Тематика игр:

1. «Полслова за вами» (паро-воз, теле-фон).
2. Слово наоборот (пилот – толип, верблюд – дюлбрев)
3. Алфавит вокруг.
4. Анаграммы. Поменяй местами буквы в перепутанных словах и получишь слова, относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши. Найди лишнее слово.

ш ь ы м – мышь
с ь р ы – рысь
ц а я з – заяц
т д я л е – дятел

5. Добавь словечко.

«Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит…» (черепаха.)

Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом в развитии умения читать является 
понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом. Любимая игра на уроках чтения – читать голосом героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы Яги медведя, значит наступило время разминки, и все должны читать или говорить голосами гостей.
Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов, они выбирают нужные, аргументируя свой выбор фактами из текста. Например, на доске написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске, и,  доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Часто на уроках даю задание «Поиграй с предложением!»

а) Прочитай шепотом.
б) Прочитай громко.
в) Порадуйся предложению
г) Спроси предложение.

На уроках многократно прочитывается текст с различными заданиями. Одно из них « Вопрос товарищу». Проводится в виде «Аукциона», кто больше придумает хороших вопросов.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то, чтобы они сами нашли большое количество вариантов анализа в предлагаемых заданиях, что поможет им в дальнейшем учиться. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать и на этом основании сделать вывод, например:

Чей план более удачный? 
– Какой пункт в плане вам кажется главным? 
– Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?

5.Заключение

Формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.

 

Список литературы:
1. Безруких, М.М. , Ефимов, С.П. «Знаете ли вы своего ученика» , с. 5.
2. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. «Современный урок», Москва ч. 1, с. 23.

3. Начальная школа» № 5-2001г., №5 -2002г, №6 -2005г.

Категория: Начальные классы | Добавил: sedoidead (23.11.2016)
Просмотров: 1865 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]