Главная » Статьи » Начальные классы |
Левина Ирина Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ Непецинской СОШ
Цель: показать возможности формирования метапредметных универсальных учебных действий посредством использования личностно-ориентированного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Задачи:
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить новые умения. Это метапредметные универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. И формировать у детей мотивацию к обучению. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «общеучебными») действиями понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Это универсальные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Для формирования метапредметных универсальных учебных действий используют: проблемно-диалогическое обучение ; разноуровневое оценивание успехов; технологию продуктивного чтения. Работа учащихся в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Групповая работа – это основа для формирования не только коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего метапредметных УУД - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.1.45. Немного хотелось бы затронуть учебную деятельность. Одним из методов формирования ключевых компетенций на уроке является проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы. На уроке литературного чтения дети защищали свои мини-проекты по теме «Музей старинных вещей». К занятию были собраны предметы, которые хранились в семьях и давно вышли из обихода современных людей. Ребята с интересом рассказывали и показывали, для каких целей требовались вещи, делились своим опытом с одноклассниками. Итогом этой работы стало выступление, защита проекта перед учениками начальной школы. Развитие личности младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Любой урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. С огромным интересом обучающиеся проводят исследования на уроках окружающего мира. Хочу рассказать об одном из наиболее ярких примеров в моей практике. Это практическая работа по окружающему миру «Свойства воздуха». На уроке дети с большим удовольствием исследовали свойства воздуха, делали выводу экспериментов. А помогали им в этой работе воздушные шарики. Дети с большим интересом занимаются исследовательской работой на внеурочных занятиях. Им уже известно, не понаслышке, что одно из главных умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Все свои идеи дети учатся записывать или зарисовывать для того чтобы в нужный момент обратиться к данной информации. Очень нравятся ребятам коллективные проекты. Работая над проектом «Есенинское искусство» обучающиеся, под моим руководством изучили биографию С. Есенина, сделали выставку рисунков к стихам поэта и провели конкурс чтецов. Но, самое интересное, их ожидало в нас Государственном музее - заповеднике С. А. Есенина в Константиново. Для меня большой похвалой стало замечание работницы музея, что такие маленькие дети с огромным удовольствием слушали экскурсовода. И когда мы вышли с территории музея возникали вопросы, вопросы, вопросы… А слова Владика меня потрясли до глубины души: «Теперь я понял и почувствовал, почему Есенин писал такие стихи», когда мы любовались красотами Оки. Хочу рассказать ещё об одном проекте. Нам предложили тему и ребята самостоятельно, наперебой, стали предлагать свои гипотезы и идеи. В результате проект «»Города-герои» одержал победу в районе. В нём участники не только рассказали о городах героях в своих презентациях, но провели ряд мероприятий: анкетирование среди учеников начальной школы, конкурс презентаций в классе, провели военно-патриотическую викторину и конкурс рисунков. Метапредметные результаты – умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то, что пригодится ученику в жизни. Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития метапредметных УУД. И самой большой наградой своей трудовой деятельности я считаю признание Николая, который на своём шарике написал «Я люблю школу» и подарил мне, когда все гости уже ушли. Это самый дорогой миг, который только может быть. | |
Просмотров: 1820 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |