Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Начальные классы

Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности

Левина Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ Непецинской СОШ

 

Цель: показать возможности формирования метапредметных универсальных учебных действий посредством использования личностно-ориентированного подхода на уроках и во внеурочной деятельности  в начальной школе.

Задачи:

  • раскрыть содержание  посредством ознакомления с приёмами работы по формированию метапредметных УУД посредством использования личностно-ориентированного подхода на различных этапах на уроке и на занятиях внеурочной деятельностью;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности;
  • создать условия для активного взаимодействия участников  между собой;
  • повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической технологии для формирования УУД.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить новые умения.

Это метапредметные универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. И формировать у детей мотивацию к обучению.

Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «общеучебными») действиями понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.  Это универсальные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Для формирования метапредметных универсальных учебных действий используют: проблемно-диалогическое обучение ; разноуровневое оценивание  успехов; технологию продуктивного чтения.

Работа учащихся в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Групповая работа – это основа для формирования не только коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего метапредметных УУД - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.1.45.

Немного хотелось бы затронуть учебную деятельность. Одним из методов  формирования ключевых компетенций на уроке является проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы.

На уроке литературного чтения дети защищали свои мини-проекты по теме «Музей старинных вещей». К занятию были собраны предметы, которые хранились в семьях и давно вышли из обихода современных людей. Ребята с интересом рассказывали и показывали, для каких целей требовались вещи, делились своим опытом с одноклассниками. Итогом этой работы стало выступление, защита проекта перед учениками начальной школы.

Развитие личности  младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Любой урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

С огромным интересом обучающиеся  проводят исследования на уроках окружающего мира. Хочу рассказать об одном из наиболее ярких примеров в моей практике. Это практическая работа по окружающему миру «Свойства воздуха». На уроке дети с большим удовольствием исследовали свойства воздуха, делали выводу экспериментов. А помогали им в этой работе воздушные шарики.

Дети с большим интересом занимаются исследовательской работой на внеурочных занятиях. Им уже известно, не понаслышке, что одно из главных умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Все свои идеи дети учатся записывать или зарисовывать для того чтобы в нужный момент обратиться к данной информации.

Очень нравятся ребятам коллективные проекты. Работая над проектом «Есенинское искусство»  обучающиеся,  под моим руководством изучили биографию С. Есенина, сделали выставку рисунков к стихам поэта и провели конкурс чтецов. Но, самое интересное, их ожидало в нас Государственном музее - заповеднике С. А. Есенина в Константиново.

Для меня большой похвалой стало замечание работницы музея, что такие маленькие дети с огромным удовольствием слушали экскурсовода. И когда мы вышли с территории музея возникали вопросы, вопросы, вопросы… А слова Владика  меня потрясли до глубины души: «Теперь я понял и почувствовал,  почему Есенин писал такие стихи», когда мы любовались красотами Оки.

Хочу рассказать ещё об одном  проекте. Нам предложили тему  и  ребята самостоятельно, наперебой,  стали предлагать свои гипотезы и  идеи. В результате проект «»Города-герои» одержал победу в районе. В нём участники не только рассказали о городах героях в своих презентациях, но провели ряд мероприятий: анкетирование среди учеников начальной школы, конкурс презентаций в классе, провели военно-патриотическую викторину и конкурс рисунков.

Метапредметные результаты – умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то, что пригодится ученику в жизни.

Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития метапредметных УУД.

И самой большой наградой  своей трудовой деятельности я считаю признание Николая, который на своём шарике написал «Я люблю школу» и подарил мне, когда все гости уже ушли. Это самый дорогой миг, который только может быть.

Категория: Начальные классы | Добавил: YNovikova (10.03.2017)
Просмотров: 1820 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]