Главная » Статьи » Математика |
Атякина Е.В. учитель математики первой квалификационной категории МОУ Радужненская СОШ Международные исследования качества образования TIMSS и PISA свидетельствуют о том, что российские школьники усваивают большой объем теоретических знаний по предметам, но в то же время установлено, что эти знания находятся на уровне распознавания и воспроизведения и не являются функциональными. А именно функциональность рассматривается в мировой педагогической практике как показатель качества образовательных достижений школьников. Таким образом, ориентация образовательного процесса на формирование системы предметных знаний и умений не отвечает требованиям современного общества и государства, потребностям самих обучающихся. Стоит задача развития личностных качеств выпускников, которые будут способствовать их социализации и самореализации. Изменение требований, предъявляемых к выпускникам школ, и вызвало необходимость разработки ФГОС ООО (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897). Впервые ФГОС создавался как система требований не к предметному содержанию, а ко всей образовательной системе. Методологическая основа стандартов - системно-деятельностный подход, который предполагает переход: · от прежнего определения цели обучения - усвоения знаний, умений и навыков – к новому её определению: формирование опыта самостоятельного познания, т.е. в основе урока должен лежать не принцип «учу предмету», а принцип «учу ребенка» - формирую личностные, метапредметные, предметные результаты; · от стихийности самостоятельной учебной деятельности школьников к их самоорганизации; · от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач. Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам освоения ООП сформулированы в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, которые являются одним из механизмов реализации требований ФГОС ООО. Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания. Данные требования к результатам освоения ООП вполне понятны каждому учителю и всегда являлись приоритетными. Сложнее понять, что такое метапредметные результаты и личностные достижения обучающихся. В Стандарте обозначено, что метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций обучающихся. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых знаний. Поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации. В соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся должны быть сформированы следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умения оценивать свои поступки в соответствии с принятыми нормами поведения, выстраивать на этой основе межличностные отношения). Следовательно, учителю на уроке и внеурочной деятельности следует создавать ситуации морального выбора, нравственно-эстетического оценивания, развивать способность каждого обучающегося к рефлексии своих поступков, осознанию мотивов, потребностей и стремлений. Регулятивные УУД определяют готовность обучающихся к самоорганизации. К ним относят целеполагание, планирование и определение путей достижения цели, прогнозирование возможных рисков, построение логического рассуждения, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, сопоставление результатов с заданным эталоном, внесение дополнений, изменений в план и способы действий в случае расхождения с заданным эталоном. Познавательные УУД включают в себя: выдвижение гипотез и их обоснование; определение стратегии работы с текстом; осуществление информационного поиска; анализ объектов, явлений с выделением существенных и несущественных признаков; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах; структурирование знаний; использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения поставленных задач; сравнение, классификацию объектов, явлений по заданным критериям. Коммуникативные УУД обеспечивают взаимодействие обучающихся со сверстниками и взрослыми. К данному виду УУД относится: определение цели, функций и способов взаимодействия; учебное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявлением проблемы, поиск способов разрешения, их реализация; коррекция своей деятельности, оценка действий партнера (самоконтроль, взаимоконтроль); общение в монологической и диалогической формах. Для достижения указанных результатов необходимо в учебный процесс внести следующие изменения: · внедрять интерактивные методы обучения; · увеличивать объем самостоятельной работы на уроке; · раскрывать значимость формируемых знаний для жизни и дальнейшей деятельности обучающегося; создавать условия для раскрытия творческих способностей обучающегося, развитие его мышления. Система оценки достижения планируемых результатов также выступает механизмом реализации требований ФГОС. Диагностика и контроль освоения ООП не менее сложные для учителя задачи. Поскольку не только предметные и метапредметные результаты обучающихся будут предметом итогового контроля. В основе системы оценки образовательных результатов обучающихся лежат 5 правил: 1-е правило: «Оценка результата и отметка» Что оцениваем? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные. Что такое результаты ученика и в чём их оценивать? Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, а фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи). 2-е правило: «Самооценка». Кто оценивает? Оценку определяют учитель и ученик сообща! На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена. Возникает вопрос: Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. И это уже задача учителя. 3-е правило: «Одна задача – одна отметка». Сколько ставить отметок за один урок? За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок. 4-е правило – «Таблицы образовательных результатов» и «Портфель достижений» Где ставить отметки и накапливать оценки? Оценки необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений. Данные таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы образовательных результатов заполняются по-минимуму: после выполнения учеником: метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно), предметных контрольных работ (один раз в четверть – обязательно). По-максимуму: после выполнения учеником предметных продуктивных заданий (письменных или устных) после каждого урока. Личностные (неперсонифицированные) достижения обучающихся фиксируются в Портфолио обучающихся. К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Это письмо может быть оформлено на красивом бланке как официальный документ с подписью педагога. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной. 5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач». При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё только овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать. За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку. 6-е правило: «Уровни успешности». По каким критериям оценивать результаты учеников? Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания - «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень (программный) решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только изучаемой теме - «отлично». Максимальный уровень (НЕ обязательный) - решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно». Таким образом, ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.
| |
Просмотров: 2406 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |