Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Математика

Формирование и оценка достижения планируемых результатов в соответствии требованиям ФГОС по математике в основной школе

Атякина Е.В.

учитель математики первой квалификационной категории

МОУ Радужненская СОШ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Международные исследования качества образования TIMSS и PISA свидетельствуют о том, что российские школьники усваивают большой объем теоретических знаний по предметам, но в то же время установлено, что эти знания находятся на уровне распознавания и воспроизведения и не являются функциональными. А именно функциональность рассматривается в мировой педагогической практике как показатель качества образовательных достижений школьников. Таким образом, ориентация образовательного процесса на формирование системы предметных знаний и умений не отвечает требованиям современного общества и государства, потребностям самих обучающихся. Стоит задача развития личностных качеств выпускников, которые будут способствовать их социализации и самореализации. Изменение требований, предъявляемых к выпускникам школ, и вызвало необходимость разработки ФГОС ООО (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897).

Впервые ФГОС создавался как система требований не к предметному содержанию, а ко всей образовательной системе. Методологическая основа стандартов - системно-деятельностный подход, который предполагает переход:

·              от прежнего определения цели обучения - усвоения знаний, умений и навыков – к новому её определению: формирование опыта самостоятельного познания, т.е. в основе урока должен лежать не принцип «учу предмету», а принцип «учу ребенка» - формирую личностные, метапредметные, предметные результаты;

·  от стихийности самостоятельной учебной деятельности школьников к их самоорганизации;

·  от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития  творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам освоения ООП сформулированы в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, которые являются одним из механизмов реализации требований ФГОС ООО.

Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания. Данные требования к результатам освоения ООП вполне понятны каждому учителю и всегда являлись приоритетными. Сложнее понять, что такое метапредметные результаты и личностные достижения обучающихся.

В Стандарте обозначено, что метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций обучающихся. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых знаний. Поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации.

В соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся должны быть сформированы следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умения оценивать свои поступки в соответствии с принятыми нормами поведения, выстраивать на этой основе межличностные отношения). Следовательно, учителю на уроке и внеурочной деятельности следует создавать ситуации морального выбора, нравственно-эстетического оценивания, развивать способность каждого обучающегося к рефлексии своих поступков, осознанию мотивов, потребностей и стремлений.

Регулятивные УУД определяют готовность обучающихся к самоорганизации. К ним относят целеполагание, планирование и определение путей достижения цели, прогнозирование возможных рисков, построение логического рассуждения, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, сопоставление результатов с заданным эталоном, внесение дополнений, изменений в план и способы действий в случае расхождения с заданным эталоном.

Познавательные УУД включают в себя: выдвижение гипотез и их обоснование; определение стратегии работы с текстом; осуществление информационного поиска; анализ объектов, явлений с выделением существенных и несущественных признаков; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах; структурирование знаний; использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения поставленных задач; сравнение, классификацию объектов, явлений по заданным критериям.

Коммуникативные УУД обеспечивают взаимодействие обучающихся со сверстниками и взрослыми. К данному виду УУД относится:  определение цели, функций и способов взаимодействия; учебное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявлением проблемы, поиск способов разрешения, их реализация; коррекция своей деятельности, оценка действий партнера (самоконтроль, взаимоконтроль); общение в монологической и диалогической формах.

Для достижения указанных результатов необходимо в учебный процесс внести следующие изменения:

·              внедрять интерактивные методы обучения;

·              увеличивать объем самостоятельной работы на уроке;

·              раскрывать значимость формируемых знаний для жизни и дальнейшей деятельности обучающегося; создавать условия для раскрытия творческих способностей обучающегося, развитие его мышления.

Система оценки достижения планируемых результатов также выступает механизмом реализации требований ФГОС. Диагностика и контроль освоения ООП не менее сложные для учителя задачи. Поскольку не только предметные и метапредметные результаты обучающихся будут предметом итогового контроля.

В основе системы оценки образовательных результатов обучающихся лежат 5 правил:

1-е правило: «Оценка результата и отметка»

Что оцениваем? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Что такое результаты ученика и в чём их оценивать? Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные  действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, а фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

2-е правило: «Самооценка».

Кто оценивает? Оценку определяют учитель и ученик сообща!

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена.

Возникает вопрос: Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты?

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. И это уже задача учителя.

3-е правило: «Одна задача – одна отметка».

Сколько ставить отметок за один урок?

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

4-е правило – «Таблицы образовательных результатов» и «Портфель достижений»

Где ставить отметки и накапливать оценки?

Оценки необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений. Данные таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы образовательных результатов заполняются по-минимуму: после выполнения учеником: метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно), предметных контрольных работ (один раз в четверть – обязательно). По-максимуму: после выполнения учеником предметных продуктивных заданий (письменных или устных) после каждого урока.

Личностные (неперсонифицированные)  достижения обучающихся фиксируются в Портфолио обучающихся. К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Это письмо может быть оформлено на  красивом  бланке  как  официальный  документ  с  подписью  педагога.  Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной.

  5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».

При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё только овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать.

За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку.

6-е правило: «Уровни успешности».

По каким критериям оценивать результаты учеников?

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания - «хорошо, но не отлично».

Повышенный  уровень  (программный)  решение  нестандартной  задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только изучаемой теме - «отлично».

Максимальный уровень (НЕ обязательный) - решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно».

Таким образом, ФГОС определяет переход от традиционного подхода к  оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

 

Категория: Математика | Добавил: sedoidead (01.02.2016)
Просмотров: 2406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]