Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Коррекционная школа

Роль трудового обучения в подготовке обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) к жизни и труду

(из опыта работы учителя высшей квалификационной категории  Шишакиной Е.Ю.)

Трудовое обучение и трудовое воспитание в коррекционной школе представляет собой единую систему.

Первый ее этап – трудовое обучение в первых- четвертых классах  в начальной школе , второй– профессионально – трудовое обучение в пятых-девятых классах. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время, в процессе занятий общественно полезным  трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы.

Каждый этап имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на других этапах.

На уроках труда в первом- четвертом классах решаются следующие задачи: сообщение элементарных технических сведений по видам труда; обучение доступным трудовым приемам; развитие самостоятельности; формирование организационных умений; воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе, уважения к людям труда); привития интереса к трудовой деятельности.

Наряду с этим осуществляется коррекция школьников с нарушением интеллекта. Коррекционная работа выражается в формировании таких умений, как: ориентировка в задании (анализ объекта и условий труда); предварительное планирование хода работы над изделием; текущий и заключительный самоконтроль (наблюдательности, речи, пространственной ориентировки), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой материи рук, а также эстетического воспитания.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в профессионально – трудовом обучении является учебное занятие продолжительностью 2 – 3 учебных часа (в зависимости от класса) Занятие представляет собой логически завершенный этапа учебно–воспитательного процесса.

В 5 классе на уроках трудового обучения решаются те же задачи, что и в начальных класса, только их решение происходит на более высоком уровне, в условиях близких к профессиональному обучению. Новые для данного периода задачи связаны,  прежде всего с тем, что проводятся в мастерских. Наиболее важная из них – воспитание у учащихся организационных умений и навыков. Например, учу детей организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием только по разрешению учителя, правильно одеваться для работы, уметь общаться, убирать свое рабочее место. Усвоенные учащимися организационные навыки впоследствии закрепляются ими , как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельной работе в мастерской.

В начале обучения (с 5 класса) оказываю максимальную помощь ученикам. Она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, обсуждении (групповом) предстоящей работы, в практическом  показе последовательности ее выполнения, в применении технологических карт. Показывая образцы изделий, обращаю внимание на качество и эстетическое оформление.

Например, при выполнении косых стежков у многих учащихся не получалось распределить стежки  в 1 сантиметре  на образце и  работа выглядела неприглядно. Приходилось  выполнять стежки вместе с рукой ученика, показывать образцы и работы других учащихся.  В результате неоднократного выполнения (в том числе и на уроках практического повторения) у  многих детей  был виден необходимый результат. Впоследствии (в старших классах) эти учащиеся смогут самостоятельно  выполнить косой стежок при необходимости в работе.

В конце каждой четверти проходят самостоятельные работы. Это позволяет изучить каждого ученика, выявить его способности и подготовить их к выполнению подобных заданий в старших классах.

В 5 – 9 классах учащиеся овладевают доступными для них знаниями и приемами труда. В 5 классе появляется возможность развивать у школьников те умения, которые повышают их самостоятельность (выбор наилучшего варианта работы, пооперационное разделение труда)

Например, на уроках практического повторения учащиеся уже 5 класса  шили повязки с пооперационным разделением труда. Настя Я. шила завязки, Маша М. вшивала их в повязку, Настя Б. вышивала букву «Д» на крое и.т.п. Таким образом, в дальнейшем они смогут использовать этот опыт и выбирать рациональные действия при пошиве других изделий во время практики или практического повторения.

В 6 – 9 классах изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии. Эти знания помогают им строить чертежи, учитывать расходы материалов, понимать процесс получения тканей.

Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях практического повторения и во время практики мы выполняем заказы школы. Это : пошив постельного белья, фартуков для столовой, фартуков и косынок для дежурства по столовой, костюмов для выступлений на школьных и районных конкурсах. При этом подробно рассматриваем требования к качеству изделий, обсуждаем, как лучше организовать работу по выполнению заказа, т.е. пооперационно разделить труд.

Например,  одна ученица обрабатывает бретели сарафана, другая соединяет и обрабатывает боковые срезы, третья отделывает сарафан. Каждая ученица при этом отвечает за качество своей работы, а также за качество выполнения задания в целом.

К концу 9 класса почти все учащиеся умеют шить постельное белье, женскую и детскую легкую одежду, владеют скоростными приемами труда на швейных машинах.

На внеклассных мероприятиях по предмету учащиеся знакомятся с различными профессиями, выполняют задания, которые пригодятся в  профессиях  и в жизни.  Это: разметка, работа с ножницами, иглой, молотком. На внеклассных мероприятиях (школьных и районных) дети учатся общаться друг с другом , а это  важно  и очень поможет ,когда они начнут самостоятельно трудиться в коллективе.

Наиболее удачными внеклассными мероприятиями  являются следующие : «Учеба и труд рядом идут», «Труд дело чести, будь в труде на первом месте», «Слет Василис», «Угадай профессию» и др.

 Таким образом, трудовое обучение в нашей школе не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияет на дальнейшую судьбу неизмеримо больше. У детей развивается мышление, способность к пространственному анализу, развивается мелкая и крупная моторика. Кроме того, выполнение швейных работ  формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им определенную степень самостоятельности в быту.

Категория: Коррекционная школа | Добавил: YNovikova (06.06.2017)
Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]