Главная » Статьи » Коррекционная школа |
(из опыта работы учителя высшей квалификационной категории Шишакиной Е.Ю.) Трудовое обучение и трудовое воспитание в коррекционной школе представляет собой единую систему. Первый ее этап – трудовое обучение в первых- четвертых классах в начальной школе , второй– профессионально – трудовое обучение в пятых-девятых классах. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время, в процессе занятий общественно полезным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы. Каждый этап имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на других этапах. На уроках труда в первом- четвертом классах решаются следующие задачи: сообщение элементарных технических сведений по видам труда; обучение доступным трудовым приемам; развитие самостоятельности; формирование организационных умений; воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе, уважения к людям труда); привития интереса к трудовой деятельности. Наряду с этим осуществляется коррекция школьников с нарушением интеллекта. Коррекционная работа выражается в формировании таких умений, как: ориентировка в задании (анализ объекта и условий труда); предварительное планирование хода работы над изделием; текущий и заключительный самоконтроль (наблюдательности, речи, пространственной ориентировки), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой материи рук, а также эстетического воспитания. Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в профессионально – трудовом обучении является учебное занятие продолжительностью 2 – 3 учебных часа (в зависимости от класса) Занятие представляет собой логически завершенный этапа учебно–воспитательного процесса. В 5 классе на уроках трудового обучения решаются те же задачи, что и в начальных класса, только их решение происходит на более высоком уровне, в условиях близких к профессиональному обучению. Новые для данного периода задачи связаны, прежде всего с тем, что проводятся в мастерских. Наиболее важная из них – воспитание у учащихся организационных умений и навыков. Например, учу детей организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием только по разрешению учителя, правильно одеваться для работы, уметь общаться, убирать свое рабочее место. Усвоенные учащимися организационные навыки впоследствии закрепляются ими , как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельной работе в мастерской. В начале обучения (с 5 класса) оказываю максимальную помощь ученикам. Она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, обсуждении (групповом) предстоящей работы, в практическом показе последовательности ее выполнения, в применении технологических карт. Показывая образцы изделий, обращаю внимание на качество и эстетическое оформление. Например, при выполнении косых стежков у многих учащихся не получалось распределить стежки в 1 сантиметре на образце и работа выглядела неприглядно. Приходилось выполнять стежки вместе с рукой ученика, показывать образцы и работы других учащихся. В результате неоднократного выполнения (в том числе и на уроках практического повторения) у многих детей был виден необходимый результат. Впоследствии (в старших классах) эти учащиеся смогут самостоятельно выполнить косой стежок при необходимости в работе. В конце каждой четверти проходят самостоятельные работы. Это позволяет изучить каждого ученика, выявить его способности и подготовить их к выполнению подобных заданий в старших классах. В 5 – 9 классах учащиеся овладевают доступными для них знаниями и приемами труда. В 5 классе появляется возможность развивать у школьников те умения, которые повышают их самостоятельность (выбор наилучшего варианта работы, пооперационное разделение труда) Например, на уроках практического повторения учащиеся уже 5 класса шили повязки с пооперационным разделением труда. Настя Я. шила завязки, Маша М. вшивала их в повязку, Настя Б. вышивала букву «Д» на крое и.т.п. Таким образом, в дальнейшем они смогут использовать этот опыт и выбирать рациональные действия при пошиве других изделий во время практики или практического повторения. В 6 – 9 классах изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии. Эти знания помогают им строить чертежи, учитывать расходы материалов, понимать процесс получения тканей. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях практического повторения и во время практики мы выполняем заказы школы. Это : пошив постельного белья, фартуков для столовой, фартуков и косынок для дежурства по столовой, костюмов для выступлений на школьных и районных конкурсах. При этом подробно рассматриваем требования к качеству изделий, обсуждаем, как лучше организовать работу по выполнению заказа, т.е. пооперационно разделить труд. Например, одна ученица обрабатывает бретели сарафана, другая соединяет и обрабатывает боковые срезы, третья отделывает сарафан. Каждая ученица при этом отвечает за качество своей работы, а также за качество выполнения задания в целом. К концу 9 класса почти все учащиеся умеют шить постельное белье, женскую и детскую легкую одежду, владеют скоростными приемами труда на швейных машинах. На внеклассных мероприятиях по предмету учащиеся знакомятся с различными профессиями, выполняют задания, которые пригодятся в профессиях и в жизни. Это: разметка, работа с ножницами, иглой, молотком. На внеклассных мероприятиях (школьных и районных) дети учатся общаться друг с другом , а это важно и очень поможет ,когда они начнут самостоятельно трудиться в коллективе. Наиболее удачными внеклассными мероприятиями являются следующие : «Учеба и труд рядом идут», «Труд дело чести, будь в труде на первом месте», «Слет Василис», «Угадай профессию» и др. Таким образом, трудовое обучение в нашей школе не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияет на дальнейшую судьбу неизмеримо больше. У детей развивается мышление, способность к пространственному анализу, развивается мелкая и крупная моторика. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им определенную степень самостоятельности в быту. | |
Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |