Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Коррекционная школа

Развитие личностных качеств обучающихсяс интеллектуальной недостаточностью под влиянием личностно ориентированного подхода (из опыта работы)

(из опыта работы учителя высшей квалификационной категории Андренковой В.И.)

В современных условиях обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в тесной связи с их подготовкой к жизни в обществе. Это значит, что центром и целью педагогики становится личность, стремящаяся к реализации своих способностей, способная к ответственному выбору в различных жизненных ситуациях. При данном подходе меняется роль и самого педагога. Он становится ведущим, проводником, открывающим ребенку двери в школу жизни и помогающим идти шаг за шагом. Таким образом, процесс обучения приобретает личностно-ориентированный характер. Оказать помощь ребенку в развитии и реализации всех его возможностей – в этом  цель и смысл личностно ориентированного обучения.

Модель личностно ориентированного обучения и воспитания составляет:

  • дифференцированный подход – выделение групп детей на основе дифференциации: по знаниям, способностям;
  • индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам;
  • разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, неповторимости.

   Организацию учебного процесса осуществляю с учетом индивидуальных особенностей детей, так как умственно отсталые дети имеют низкий уровень познавательной деятельности, с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов, у них плохо развита произвольная регуляция поведения, наблюдается низкая речевая активность, скуден запас знаний об окружающей действительности, интерес к учебной деятельности не выражен. В процессе учебной работы у таких учеников быстро наступает утомляемость, что ведет к снижению продуктивности учебной деятельности. Один из путей эффективного обучения умственно отсталых учащихся – индивидуализация идифференциация обучения. Главным достоинством этой технологии является то, что они позволяют полностью адаптировать содержание, методы и темп учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимую коррекцию в деятельность ученика.

 Условно класс делю на 3 группы:

  • малоспособные дети, у которых обучаемость и обученность значительно ниже нормы;
  • дети со средним уровнем развития, их обучаемость соответствует среднестатистической норме;
  • способные дети, которые быстро «схватывают» изучаемый материал.

Правильным индивидуальный подход в обучении может считаться лишь в том случае, если он дает возможность всем учащимся выполнять работу, необходимую им для усвоения знаний, умений и навыков на соответствующем уровне. Следовательно, наиболее сильные ученики получают углубленные задания, а слабые –задания упрощенного характера. На этапе закрепления знаний класс дифференцируется и получает три варианта заданий. Ученики 1-ой группы получают конкретное, практически направленное задание: списать, подчеркнуть, выделить, подобрать проверочное слово и т.д. Иногда даю задание, меньшее по объему, чем другим ученикам. Доступность содержания, объема и темпа проработки учебного материала создает у детей положительное отношение к учению, в результате чего у некоторых учеников повышается работоспособность. Ученикам 3-ей группы даю более сложное задание, выполнение которого требует не только знаний, но и сообразительности, внимания, интеллектуального напряжения. Ученики 2-ой группы являются промежуточной прослойкой между первой и третьей группами, они получают задания конкретные, как ученики 1-ой группы, но более сложные. Когда ученики проявляют желание работать по другому варианту, я меняю задание и даю ребенку возможность «испробовать силы».

Система разноуровневых заданий, составленных с учетом возможностей учащихся, создает в классе благоприятный психологический климат, дает каждому ученику право выбора, право обучаться на посильном для него уровне, соответствующем его способностям. Работа «на своем уровне» подкрепляет у ребенка веру в собственные силы, снимает излишнее эмоциональное и  интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных мотивов обучения.

Основным документом для выбора дифференцированных форм обучения служит индивидуальная карта познавательного развития ребенка. Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим различные виды учебной работы, я накопила данные о познавательной и речевой деятельности учеников, их работоспособности, отношению к другим участникам образовательного процесса. Знание индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика создает благоприятные условия для успешности обучения и оказания ребенку конкретной педагогической помощи, для планирования коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении школьной программы.

Вызвать у ребенка интерес к обучению мне помогает организация частично поисковойдеятельности на уроке. Этот вид деятельности имеет определенные преимущества: дети перестают быть просто послушными учениками, они становятся соучастниками образовательного процесса. Знания, полученные в результате собственного обучения, гораздо прочнее. Организация поисковой деятельности на уроках в коррекционной школе – это создание такой ситуации, которая мотивирует учащихся на поиск ответа. В своей работе применяю следующие ситуации:

Ситуация возражения возникает, когда учащимся нужно доказать несостоятельность какого-то факта. Например, после чтения статьи «Как образуется снег» (урок внеклассного чтения по теме «Зима») я говорю детям: «Многие считают, что снежинка – это замерзшая капелька воды. Правильно ли это утверждение?». Одни ученики соглашаются с этим утверждением, другие его оспаривают. За поиском правильного ответа обращаются к прочитанной статье и делают правильный вывод.

Ситуация неожиданности. Применяю, как правило, в начале урока, чтобы вызвать удивление, создать у учащихся мотивацию на познавательную деятельность. Например, предлагаю детям угадать, какой предмет находится в черном ящике и какое отношение он имеет к теме  урока. Читаю загадку: «Что за стол среди берез под открытым небом?Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом». Ученики отгадывают загадку (кормушка) и далее рассуждают, какое отношение имеет кормушка к уроку чтения. На уроке внеклассного чтения, посвященного матерям,  зажгла свечу в знак признательности всем матерям мира.    Тему урока можно зашифровать и предложить детям отгадать тему урока.

Ситуация предположения,прогнозирования поступков героев, дальнейшего развития событий в произведении. Например, читая и анализируя последнюю главу отрывка из произведения В.Короленко «Слепой музыкант» (8 класс), учащимся предлагаю ответить на такой вопрос: «Как вы думаете, чем закончится эта история?» Учащиеся дают различные варианты ответов, которые затем формируются в совместное решение: и инвалиды могут чего-то добиться в жизни, стать заметными людьми в обществе, как главный герой Петр, который, несмотря на слепоту, стал известным музыкантом.

Ситуация вживания. Ученик посредством чувственно-образных и мысленных представлений пытается переосмыслить изучаемый объект. Применяется на уроках чтения для пересказа текста от лица героя, например, зайца (К.Паустовский «Заячьи лапы»).

Фантастическая добавка – такой методический прием, при котором обыденное становится удивительным и даже фантастическим. Например, перед чтением научной статьи «Как образуется снег» предлагаю детям забраться на тучку, чтобы узнать, как образуются снежинки.

 Частично поисковый метод применяю и на уроках письма. Например, при изучении темы «Правописание Ь после шипящих на конце существительных». Пишу на доске два слова: луч – дочь и прошу детей подумать, почему в одном слове пишется Ь, а в другом не пишется. Ученики выдвигают различные предположения (состав слова, ударение, падеж и т.д.). Каждая гипотеза обсуждается и принимается решение о том, что она неверна.   Так в процессе поиска правильного ответа дети приходят к выводу, что нужно определять род существительных. Далее сравниваем полученный вывод с текстом учебника и составляем графический план-опору: Ж.Р. – Ь, по которомуученики дают развернутый ответ.Полученные таким образом знания являются не формальными, а включенными в жизненный опыт детей, т.е. более прочными. Даже слабый ученик без особого труда по такому плану скажет правило правописания Ь на конце существительных. Таким образом, частично поисковая деятельность, создание опорных схем, формулировка темы урока является не только успешной формой организации учебного процесса, но и способствует личностному росту ребенка.

Раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика способствует такой вид работы, как иллюстрирование изучаемого произведения. Работа над иллюстрацией – это не только способ снять умственное напряжение ученика, сменить вид деятельности, внести разрядку в учебный процесс, но и возможность для учащихся проявить свои личностные качества,  раскрыть свой творческий потенциал.  Ребята всегда с интересом работают над иллюстрацией. Работа каждого ученика оценивается, причем дети сами называют недостатки своей работы и ставят себе оценку,  формируя таким образом навык самоконтроля. Лучшие рисунки учащихся помещаем на стенде «Наше творчество», оставляем в кабинете.Помочь ребенку как личности познать себя и самореализоваться–вот цель данного вида работы.  Лучшие творческие работы по развитию речи (сочинения) также оформляются и используются в дальнейщей работе.

Одним из основных требований к личностно ориентированному процессу обучения является рефлексия, оценка учеником учения как субъектной деятельности. Поэтому каждый урок я заканчиваю небольшой беседой с классом. (Что на вас произвело наибольшее впечатление на уроке? Какое задание было наиболее интересным? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни и где конкретно? Как вы думаете, для чего мы выполняли все эти задания?)Ответы на эти вопросы требуют от ученика осмысления процесса обучения, осознания себя в этом процессе и самовыражения.

Необходимым условием достижения положительных результатов у учащихся на уроке является гуманистическая позиция педагога. Доброжелательное отношение к своим ученикам, терпимость к негативным поступкам, искренняя вера в успех каждого ученика помогают мне в работе. Стараюсь быть внимательной к проблемам детей, подмечаю даже незначительные успехи ребенка, подбадриваю в случае неудачи. Все это помогает решать главную задачу – всестороннее развитие личности и самореализация ребенка с учетом его индивидуальных способностей.

Категория: Коррекционная школа | Добавил: YNovikova (06.06.2017)
Просмотров: 512 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]