Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Коррекционная школа

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения и письма обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

(из опыта работы учителя высшей квалификационной категории  Рузановой Т.М.)

Важной задачей коррекционно-развивающего обучения является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей, а также их социально-трудовая адаптация. Система работы в специальных (коррекционных) школах направлена на компенсацию недостатков развития,  преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности учащихся.

             Коррекционные упражнения при обучении чтению.

Использую систему упражнений, направленных на развитие и коррекцию зрительных гностических функций, что помогает  преодолевать многие трудности при обучении чтению.

Развитие произвольного зрительного  внимания.

Поскольку внимание – это общая готовность человека к реагированию, оно является неотъемлемой составляющей при решении любых задач. Особое место в коррекционной работе отводится развитию таких показателей произвольного зрительного внимания, как переключение и распределение. Решение этих задач тесно связано со зрительным анализом, поскольку в его основе лежит умение выделять в объекте существенные, значимые детали. Например, детям может быть предложена таблица с изображением предметов разного цвета. Ребенок должен сначала называть рисунки только одного цвета, затем другого. Количество рисунков постепенно увеличивается. При выполнении таких заданий необходимо следить за направлением и последовательностью называния изображений слева направо, начиная с верхнего ряда.

В составленной таблице из слогов дается задание прочитать сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом из прописных букв. Читать нужно по строкам слева направо.

Для отработки распределения внимания использую различные варианты   

Простые варианты заданий

 Например: в ряду букв зачеркни только буквы             у, а, о, и.    

Более сложным является задание, где инструкция  меняется, например: в нечетных строчках указанные буквы следует зачеркивать, а в четных - подчеркивать.

Развитие зрительного анализа начинается с формирования сенсорных эталонов. Задания направлены на уточнение представлений о размере, форме и цвете.

Задание 1.Среди предметов, нарисованных на карточке, найди круглый (затем прямоугольный) предмет. Назови предмет красного (зеленого, синего) цвета. Найди самый маленький предмет.

Задание 2.Найди две одинаковые картинки в каждом ряду.

После того как навыки зрительного анализа будут отработаны на картинном материале, перехожу к их автоматизации с использованием букв, слогов, слов и предложений: отрабатываются  смыслоразличительные признаки букв (количество элементов, их тип, пространственное расположение). Для формирования у учеников обобщенного представления о букве используется сравнение рукописных и печатных букв, а также их строчные и заглавные варианты.

Задание 3. Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов – « палочек».           Н  Ж  Ш  А  К  Б

Задание 4. Обведи красным карандашом сначала все буквы, у которых есть надстрочные элементы, а синим карандашом все буквы, имеющие подстрочные элементы. ( Это упражнение вызывает большие трудности)

Чтобы уметь правильно определять границы слова и предложения в тексте, важно усвоить основные признаки начала и конца слова и предложения. Для формирования и закрепления этого умения могут быть использованы задания:

 1. Посчитай, сколько в тексте маленьких слов (состоящих из одной, двух или трех букв).

 2. Посчитай, сколько в тексте слов написано с заглавной буквы, сколько точек в тексте.

3. «Развесь» фонарики в начале каждого предложения (над заглавными буквами дорисовываются разноцветные кружочки – фонарики).

Для развития зрительного синтеза использую  задания, которые проводятся сначала с использованием разрезных карточек с нарисованными на них предметами. На карточках нарисованы части предметов, которые нужно соединить.

Для закрепления навыков можно использовать приём дорисовывания недостающих деталей или нахождение лишних элементов изображения. 

После того как учащиеся овладеют данным видом работ на хорошо знакомых предметных изображениях, вводятся задания с использованием буквенных стимулов: моделирование букв.

Для закрепления зрительного образа букв можно предложить опознать недописанные буквы, найти неверно написанные, из различных элементов построить буквы.(Дети любят такие задания)

Выработка зрительного восприятия.

Задание. Прочитай загадки, отгадай их.  Если  трудно, выделяй границы слов карандашом. СТОИТАНТОШКАНАОДНОЙНОЖКЕЦВЕТНОЕКОРОМЫСЛОНАДРЕКОЙПОВИСЛО.

Развитие зрительной памяти. Развитие зрительной памяти начинается с запоминания нескольких предметных изображений. Ребенок должен рассмотреть предложенные картинки и затем по памяти назвать или нарисовать то, что он видел, сохраняя заданную последовательность изображений.

Количество запоминаемых предметов постепенно увеличивается от 3 до 9. Развитию зрительной памяти способствуют задания на поиск различий в изображениях по памяти («Что пропало?», «Что добавилось?» ).

Задание. Перед ребенком выкладывается ряд предметных картинок, которые он должен запомнить. Далее его просят закрыть глаза, в это время одна из картинок убирается. Открыв  глаза, он должен назвать «пропавшую» картинку. Аналогично предыдущему заданию осуществляется поиск добавленной  в ряд предметных изображений картинки.

Задание. Поиск отличий по памяти. Ученику предлагается рассмотреть изображение, затем образец убирается и предлагается  другая картинка, содержащая ряд отличий от первого изображения, которые он должен найти по памяти. /Данное задание выполняют единицы ребят/

На буквенном материале отрабатывается зрительное запоминание и воспроизведение букв, слогов и слов.

Развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз предполагают: решение простых глазодвигательных задач; развитие серийных движений глаз; развитие зрительно - моторных координаций. Простые глазодвигательные движения – это движения, в которых глаза выступают как особый двигательный орган, обеспечивающий выполнение определенной инструкции: перевести взгляд с одного предмета на другой, пробежать глазами ряд предметов, «нарисовать» глазами восьмерку или контур простой геометрической фигуры или буквы.

Формирование зрительно - пространственных представлений проходит ряд последовательных этапов, в результате чего к началу обучения чтению у учащихся, прежде всего, должны быть сформированы представления о схеме собственного тела. Ребенок по инструкции должен уметь правильно определить и выполнить различные действия правой и левой рукой, определять и уметь показывать другие парные части тела (глаза, уши, ноги), выполнять по инструкции сложные действия, с одновременным участием правой и левой сторон тела. Кроме того, очень важно для обучения чтению умение ориентироваться в системе координат лево – право, верх – низ.

К сожалению, многим детям это удается с большим трудом.

Развитие зрительно – моторных координаций  предполагает автоматизацию  содружественного  движения руки и глаз. Методика развития зрительно – моторных координаций включает несколько этапов. В начале движения руки и глаза вырабатываются в направлении сверху вниз. Далее отрабатываются зрительно - моторные координации в направлении слева направо. Все перечисленные коррекционные упражнения помогают детям в овладении навыка чтения – главного фундамента всего обучения.

Коррекционные упражнения на уроках письма.

Специальной задачей обучения письму в коррекционной школе является коррекция речи и мышления учащихся. Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются ошибки, которые невозможно объяснить никакими правилами. Основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. В моем 2 классе из 8 человек  у 6 учеников речевые нарушения

У детей с речевыми нарушениями плохо развиты слуховое и зрительное внимание, восприятие и память, наблюдаются затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Такие специфические трудности письма, как пропуск букв и смешение, перестановка букв в слове, недописывание слов, ошибки в употреблении мягкого знака и другие свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфии.

Дисграфия – стойкие нарушения письма, несвязанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Это надо знать каждому учителю!

Основной задачей работы является формирование у детей умения слышать и различать мягкое звучание согласных перед гласными – я, ё, ю, и, е,  и  твердое звучание согласных перед гласными – а, о, у, э, ы. Целью проводимых мною упражнений является формирование у учеников умения выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами я, ё, ю, е, и.

Задание 1. Запишите слова, чтобы согласные л, м, в, р, б  были в них твердыми.

Мял -      , вёз -    , ряд -        , вёл -      , бил -      , люк -    .

Задание 2. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные.

Мел, дом, мёд, лес, лоб, мех, мох, род, ряд, пёс, мяч, рёв, крюк.

Задание 3. Вставь буквы а или я.

Гр. дка, Ан., тр.ва, тр.пка, р.ды, р.ды, пол., кот.та.

Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака.       

Задание 1. Спиши слова, вставляя, где надо, мягкий знак.

Пет., тюлен., знак., якор., лошад., зуб., сет., арбуз., фонар..

Задание 2. Напиши названия месяцев по временам года. Вставь, где надо, мягкий знак.

Июн., апрел., май, август, январ., июл., март, ноябр., феврал., октябр., декабр., сентябр. .

Задание 3. Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.

Пузырек, уголек, пенек, зверек, хорек.

Задание 4. Замените выделенные слова противоположными по значению.

Сладкая ягодка, слабый голос, большой дом, ближний лес, здоровый ребенок.                                                                    

Задание 5. Допишите предложения с подходящими по смыслу словами с ь.

Пришла ….. . Часто идет … . С полей убрали …. .

Задание 6. Запиши ответ одним словом с мягким знаком.

Небольшое помещение для мытья (банька).

Способ передвижения (ходьба).

Разделительный мягкий знак.

Задание 1. Найди слова с разделительным мягким знаком.

Пью, пальто, шью, бьёт, банька, альбом, платье.

Задание 2. Запиши слова только с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Под елью была лисья нора.  Дружно живет наша семья.

 Задание 3. Ответь на вопросы, используя слова из скобок.- Когда загораются звезды? ( Ночь.)- Чем заставили комнату? ( Мебель.)

- Чем покрыли стол? ( Скатерть.) – Когда улетают лебеди? (Осень.)

 Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Задание 1. Какие слоги надо вставить на место пропусков? Допишите слоги в слова.

На дорожках лу _ цы,                                        жи

На асфальте ро_ цы,                                          ши

За окном кри_ т  гал _ та,                                  ча

Под крыльцом пи _ т котята,                           ща    

В речке пле _ тся  _ рята,                                   чу

В клетках прыгают кроль _ та,                          щу    

А у дерева в ти _

Е _ ха к ё _ ку  спе _ т.

 

Задание 2. Угадайте и запишите последнее слово.

Ты к обеду положи ложки, вилки и ... (ножи).

Кот живёт у нас на крыше, а в чулане жили … (мыши).

Принесла нам дождь плакучий, эта грозовая …(туча).

На рыбалке не ворчу, щуку из реки …(тащу).

Я откликаться не хочу, меня зовут, а я …(молчу).

Задание 3. Расставь слоги в словах правильно, запиши получившиеся слова.

кащу, гучунок, чечуло, щуи, чувыру, щууго.

Задание 4. К данным словам подберите слова с сочетанием ча – ща.

Волшебник - …., нередко - …, глушь - …, горемычный - …, храбрец - ….

Слова для справок: чаща, чародей, часто, несчастный, смельчак.

Правописание имен собственных.

Задание 1. Вставьте большую букву: в женские имена: _ ветлана,_ льга,_ ля.

В мужские имена: _ ладимир, _икита, _ ергей.

В названия городов: _ осква, _ оронеж, _ иров.

Задание 2. Подберите к данным словам подходящие по смыслу имена, отчества и фамилии, клички животных, названия городов и улиц.

Бабушка ______ ,поэт _____ ,учительница ____ , корова ____ , котенок ____ , город ___ , деревня _____ , улица ____ .

Задание 3. Спишите. Замените, где нужно, строчные буквы заглавными.

Щенку шарику подарили шарик. Котенок пушок поймал пушок. Жеребенок ветер мчался, как ветер.

Задание 4. Спишите, исправьте ошибки.

На сцене сказочный терем. в нём дружно живут собака мушка, Кошка дымка, Петушок Петя, енот тишка, ворона каркуша.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Задание 1. Прочитайте слова. Запишите в два столбика: в первый – с безударной гласной е, во второй – с безударной гласной и.

В..сна, л..са, сп..на, р..ка, п..сьмо, цв..ты, с..мья.

Задание 2. Сначала выпишите слова, в которых проверочным является слово в единственном, а потом во множественном числе.

Гр..за,гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

Задание 3. Из данных слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные. Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые. Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными.

Задание 1. Прочитайте пословицы и поговорки. Подумайте, какие согласные нужно вписать в слова. Подберите проверочное.

В зимний холо д/т всякий моло т/д. Лу к/г от семи неду г/к. Медве д/ть неуклюж/ш, да дюж/ш.

Задание 2. Допишите предложения словами противоположного значения. Тополь высокий, а шиповник … . Река широкая, а ручей … . Редька горькая, а груша … . Камень тяжелый, а пух … .

Задание 3. Исправьте ошибки. Напишите проверочные слова.

Крушка, саласки, снешки, зуп, гласки.

Задание 4. Какие буквы убежали?

Я и круглый, я и гла.кий, и на вкус приятно сла.кий. Знает каждый карапу., что зовут меня арбу. .

На ушах его сере. ки, а на но.ках есть сапо.ки. На голо.ке гребешок. Вот какой наш петушок.

В огороде у доро.ки стоит солнышко на но.ке.                 

Интересно подобранные упражнения решают сразу несколько коррекционно-развивающих задач. Главное проводить их систематически. Детям нравятся задания на развитие мышления.

 Например, найти лишнее

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Задание 1. Найдите лишнее слово. На какой вопрос отвечают эти слова?

Тюльпан, ель, астра, василёк. Берёза, осина, ива, шиповник. Жук, оса, воробей, стрекоза, бабочка. Окунь, сом, чайка, ерш, карась.

Задание 2. Запишите слова в два столбика: в первый – отвечают на вопрос кто? а  во второй – отвечают на вопрос что?

Мяч, заяц, жук, стол, собака, арбуз, роза, кошка, щука, гусь, юла, петух.

Слова, отвечающие на вопросы какой, какая, какое, какие?

Задание 1. Запишите слова в два столбика: в первый – обозначающие цвет, во второй – вкус.

Короткий, белый, холод, синий, соленый, холодный, синеет, голубой, горький, кислый, сладкий.

Задание 2. Отгадайте загадки, назовите признаки предметов.

Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается.

Он пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый. Ватой наземь лег.

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой. Кто же я такой?

Задание 3. Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.

Этот  … зверек живет в лесу. У него … ушки, … хвост. Передние лапки … , а задние … . Шубка у зверька летом … , а зимой … .

Слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают?

Задание 1. Спишите предложения, вставьте подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос  что делает?

Пушистый снег хлопьями … на землю. Он … белым ковром. Петя с лыжами … на горку.

Слова для справок: падает, идет, лежит.

Задание 2. Спишите. Слова в скобках запишите правильно.

По оврагу (течь) ручей. Крот (жить) в норе. Лошадь (возить) грузы. Я (петь) любимую песню.

Задание 3. Подберите противоположные по смыслу слова.

Влетает - …, выходить - …, включаю - …, пришел - …, улетает - ….

Задание 4. К данным словам подберите глаголы, подходящие по смыслу.

Ветер - …, …, …. Вода - …, …, …. Река - …, …, …. Солнце …, …, ….

Фонетика.        

Задание 1. Добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово. Точка, лень, стол, пол, каска, утка, лещ, оса.

Задание 2. Найдите в одном слове два других.

Соробака, коронава, козаро, норага, куцарица.

Задание 3. « Звук заблудился»

Жучка будку (булку) не доела, неохота, надоело. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей). На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

Основная задача коррекционно - развивающих упражнений – обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения и письма способствуют совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания и памяти, формированию орфографической зоркости, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления.

                                                        Литература:

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. Обнинск, 1993.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.- М., 1991.
  3. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении.//Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987.
  4. Грушевская М.С. Нарушения письма у младших школьников.//Начальная школа. 1984.№6.с.35-36.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М., 2003.
  6. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников.// Дефектология.1984.№1.
  7. Коррекция письма на уроках.1 – 2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.- сост. Л.В.Зубарева.
  8. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. (Под редакцией В.В. Воронковой.)  
  9.   Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 классы/ авт. – сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  10.  Русский язык. 2 класс: конспекты уроков./ авт. – сост. Матвеева Е.М. – Волгоград: Учитель, 2009.
Категория: Коррекционная школа | Добавил: YNovikova (07.06.2017)
Просмотров: 2412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]