Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Коррекционная школа

Использование краеведческого материала на уроках чтения и развития речи как форма патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ

(из опыта работы учителя высшей квалификационной категории Андренковой В.И.)

 

Cобытия настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства российских граждан. В общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Стала все более заметной утрата нашим обществом российского патриотического сознания. В этих условиях вопрос решения проблем воспитания патриотизма стоит особенно остро.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Патриотизм – это важнейшая нравственная ценность, выражающая единство человека и Отечества. Целью патриотического воспитания является формирование патриотических чувств и сознания подрастающего поколения. Все мы - граждане страны, и мы должны формировать у учащихся представление о том, что судьба гражданина неразрывно связана с судьбой страны, а успех гражданина – с успехом страны.

Формирование  патриотизма - очень важная задача школы, решение которой требует огромной работы и высокой квалификации учителя. Конечно, говорить об успехах страны, не замалчивая проблемы и негативные явления, очень сложно. Но мы должны воспитывать не слепую, а сознательную любовь к Родине. В этом заключается эффективность патриотического воспитания.

     Патриотическое воспитание осуществляется по следующим направлениям:

  •  военно-патриотическое; 
  • туристско-краеведческое;
  • физкультурно-спортивное;
  • художественно-эстетическое.

Общая цель деятельности по всем направлениям - формирование и развитие личности, обладающей духовными и нравственными качествами гражданина - патриота России. Работа по любому из направлений может носить образовательный, информационно-пропагандистский или массовый характер. Формы работы по патриотическому воспитанию детей самые разнообразные: беседы и классные часы об истории Родины, о ее замечательных людях- патриотах, митинги, конкурсы плакатов, праздничные концерты с приглашением ветеранов, Вахты памяти, уроки мужества, встречи поколений, легкоатлетические кроссы, конкурсы военной песни, походы по местам боевой славы, экскурсии в музеи, чтение произведений на патриотическую тематику, приведение в порядок братских могил, возложение венков к памятникам погибших воинов и др.

Основой для формирования патриотизма являются знания, которые ученики получают  во время  учебной деятельности. В связи с этим велика роль учителя в формировании патриотических чувств учащихся. И главная роль принадлежит, конечно же, учителям гуманитарного цикла: истории, литературы и др..  

Литература как искусство слова является сильнейшим средством воспитания человека. Литература формирует идейно-политический и нравственный облик личности, гражданскую позицию человека.

На уроках литературы учитель формирует такие качества личности школьника, как преданность и любовь к Родине, добросовестное отношение к труду, забота о сохранении общественного достояния, коллективизм и товарищеская взаимопомощь и т. д. Идейное содержание и проблематика изучаемых произведений дают ценный материал для патриотического воспитания подрастающего поколения. Такие поэтические творения, как «Родина» М.Ю.Лермонтова, «Родина» Суркова, «Русь» Никитина дают благодатный материал для разговора о Родине, ее богатствах, природе, людях.

Пятиклассники в процессе чтения сказки «Никита Кожемяка» приходят к выводу, что врагов Родины надо ненавидеть, с ними надо вести борьбу. В 8 классе учащиеся читают историческую басню И.А.Крылова «Волк на псарне». Вся басня передает высокое патриотическое чувство, отражает патриотический подъем всего русского народа в войне 1812 года. После беседы по содержанию басни знакомлю детей с историей ее написания. И только после этого задаю вопрос: неужели мораль басни применима только для одного конкретного случая? Выслушав ответы учащихся, делаю вывод: нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на нашу Родину, будет безжалостно уничтожен в справедливой борьбе. Крылов утверждает необходимость суровой борьбы с любым хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.

При работе над стихотворением Есенина «Спит ковыль» стараюсь убедить учащихся, что при всей сложности пути Есенина главное в его творчестве - патриотизм, гражданственность. У Есенина родной дом, родная земля - это символ  Родины, это место, где веками жил род, предки, народ. И каждый человек, как крупица всей нации, должен быть связан корнями с отчим домом, родной природой, традициями русского народа. Пример тому - сам Есенин, который, прожив долгое время за границей, вернулся в Россию.

Произведения о войне дают большие возможности для воспитания патриотических чувств детей. В годы войны русский человек почувствовал свою глубокую ответственность за судьбу Родины. В условиях труднейших испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере русского человека проявились мужество, стойкость и любовь к Родине. Об этом и пишет А. Н.Толстой в своем рассказе «Русский характер», в основу которого положены реальные факты и события. После чтения и беседы по содержанию задаю детям вопрос: почему писатель назвал свое произведение «Русский характер»?  В ходе беседы учащиеся приходят к выводу: героев в рассказе много, у каждого свой характер. Но у всех есть общее, что их сближает: любовь к Родине, душевная красота. Именно это помогло нашему народу выйти победителем в войне с немецкими захватчиками.

На уроках чтения необходимо использование краеведческого материала, так как он помогает детям с отклонениями в развитии лучше понять, насколько тесно далекое прошлое родного края связано с прошлым всей страны. Ведь история родного края – неотъемлемая часть истории нашей великой Родины. Изучение ее обогатит детей знаниями о судьбах отечества, о его героическом прошлом. Говоря словами А.М.Горького, «чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение настоящего». «Воспитание любви к родному краю – задача первостепенной важности», - писал академик Д.С.Лихачев. Как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству. Таким образом, краеведение служит основой для воспитания патриотизма. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своей школе. Она постепенно растет и с возрастом становится любовью к своему селу, городу, к родной природе, к своим землякам.

Формы работы с краеведческим материалом на уроках чтения могут быть самыми разнообразными: рассказ учителя, беседа, работа с наглядным материалом, описание иллюстраций, экскурсия, встреча с интересными людьми и т. д. Весь краеведческий материал, используемый мной на уроках чтения, я разделила на несколько тем:

  •   Первые сведения о Коломне.
  •   Коломна современная.
  •   Храмы и монастыри нашего города.
  •   Легенда о Коломне (версии о происхождении названия).
  •   Село Коробчеево: прошлое и настоящее.
  •   Из истории нашей школы.
  •   Куликово поле – поле русской славы.
  •   День Славянской письменности и культуры.
  •   Коломна литературная и поэтическая.
  •   Орлиное племя коломенцев.

Мной были составлены рекомендации по использованию материалов краеведения на уроках чтения в 5-9 классах, где указано программное произведение и содержание,  формы работы по краеведению. Уроки чтения с использованием краеведческого материала не только интересны детям, но и оказывают необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

Таким образом, патриотизм – это естественная привязанность человека к родным местам, к родному языку, народным традициям. Только на основе патриотизма возникает любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость.

Рекомендации по использованию материалов краеведения на уроках чтения

в 5-9 классах

Категория: Коррекционная школа | Добавил: YNovikova (06.06.2017)
Просмотров: 583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]