Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Иностранные языки

Компетентностный подход в обучении английскому языку в условиях реализации ФГОС

Т.В. Юхтенко,

учитель английского языка

МОУ Чернореченская ООШ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 

Изменение общественно-политической ситуации в мире, развитие международных контактов во всех сферах, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения. В связи с модернизацией отечественного образования одной из важнейших задач, стоящих перед школой, стало формирование ключевых компетенций учащихся. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К числу таких принципов относятся следующие положения:

  1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
  3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль. Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем, учить на практике тому, что придется делать во взрослой жизни.

Итак, что же такое компетенция и компетентность.

Существует достаточно большое количество определений этих понятий.

«Компетенция» - это  обладание  определенными  знаниями, умениями  и  готовность  для  эффективной  деятельности  в конкретной  ситуации.

«Компетентность» -  это обладание  учащимися  определенной  компетенцией  и   личностное  отношение  к  данной  компетенции  и  предмету  деятельности.

По  классификации  А.В.Хуторского  выделяется  3  основных  вида  компетенций:

  • ключевые  компетенции:
  • ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция  личностного  совершенствования;
  • общепредметные  компетенции;
  • предметные  компетенции.

Важнейшими для жизни в современном мире являются ключевые компетенции.

Согласно Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и целям, которые он определяет, изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие:

  • коммуникативной компетенции, включающей речевую компетенцию, т.е. способность эффективно использовать изучаемый язык как средства общения и познавательной деятельности;
  • языковую/лингвистическую компетенцию, т.е. овладение языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения и умение оперировать ими в коммуникативных целях;
  • социокультурную компетенцию (включающую социолингвистическую), т.е. знания о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;
  • компенсаторную компетенцию, т.е. умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения;
  • учебно-познавательную компетенцию – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать владение иностранным языком и использовать его для продолжения образования и самообразования.

В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:

  • языковая компетенция (графическая сторона речи и орфография, произносительная сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи)  - речевая компетенция (говорение, письмо, аудирование, чтение);
  •  социокультурная компетенция (социокультурный портрет англоязычных стран, социокультурный портрет родной страны на ИЯ)
    - компенсаторная компетенция (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).
  • учебно-познавательная компетенция (общие и специальные умения).
     

Основным  средством  формирования  ключевых  компетенций  при  изучении  иностранного  языка  выступают  различные  технологии, формы  и  методы.

Абсолютно  некомпетентностных  форм и  методов  учебной  работы  не  существует. Однако, некоторые  формы  сами  по  себе  не  работают  на  развитие  ключевых  компетенций:

  • монолог учителя;
  • фронтально-индивидуальный опрос;
  • самостоятельная индивидуальная работа учащиеся с учебником, по требованию учителя;
  • демонстрация видеофильма;
  • традиционная форма оценивания.

Компетентностными  методами  являются  такие, которые  имеют  не  только  учебное, но  и  жизненное  обоснование. Это –

  1. проблематизация  содержания  в контексте  сегодняшней  и завтрашней  жизни  учащихся,
  2. организация  внеурочной  деятельности,
  3. использование  компетентностных  методов  и  форм  обучения:
    1.     метод  проектов;
    2. развитие  критического  мышления;
    3.       метод  дебатов;
    4. игровая технология  (языковые, ролевые  игры, драматизация);
    5.      кейс-стади; Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.
    6.     проблемные  дискуссии;
    7. парная  и групповая  работы;
    8. использование  аудио-визуальных  средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

    Дискуссии, беседы, ролевые  игры  проблемной  направленности, проектная   деятельность – это те  виды  деятельности, которые  побуждают  учащихся  к  самостоятельным  размышлениям  в  устной  или  письменной  форме.

Я остановлюсь на некоторых видах работы.

Реальные, жизненные, естественные  ситуации

Учащиеся  должны  уметь решать  реальные  коммуникативные  задачи:

1) поблагодарить 

2) предложить помощь

3) уточнить  то, что непонятно

т.е. начинается  реальное  общение  с  Classroom  English.

     Реальное  общение  возможно при  создании  языкового  окружения (Classroom  English  создает  много  возможностей   и  ситуаций  для  реального общения. Но недостаточно  самому  употреблять  фразы, надо  добиваться, чтобы  ученики  адекватно  реагировали  на  них) и  ситуации  успеха.

Обучение письму

При обучении письму также продуктивно использовать различные игровые задания, например:

- Кто составит больше слов из букв, которые есть в слове IDENTIFICATION.

- Кто напишет больше слов, которые ассоциируются со словом  food (animal, flat) и т.д.

Обучение чтению

Чтение складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.  В начальный период изучения иностранного языка, при овладении техникой чтения учащиеся испытывают определённые трудности.

Работа над текстом состоит из следующих этапов:

1. Предтекстовый — пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом;

определить перед чтением по заголовку и (или) по структуре текста, по рисункам, сопровождающим текст, к какому виду (типу) этот текст относится (например, кулинарный рецепт или объявление в газету); о чем или о ком может идти в нем речь.

2. Чтение текста/отдельных его частей

Первое прочтение художественного текста может быть связано:

  • с пониманием основной информации: определением его основной идеи, темы, проблемы и т.д.;
  • c поиском (подчеркиванием, выписыванием) главной информации;
  • c установлением логико-смысловых связей (составлением плана, таблиц, диаграмм) и т.д.

Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие — для полного понимания, например, рецептов, инструкций, третьи — для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.).

3. Послетекстовый

Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста: деление текста на смысловые вехи; составление плана к каждой части и выписывание опорных предложений к каждому пункту плана; сокращение или упрощение текста для лучшего его воспроизведения и др.

Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-продуктивного характера:

  • умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем проблем;
  • высказывать по ним свое суждение (в том числе с опорой на аргументы из текста);
  • оценивать информацию, содержащуюся в тексте, с точки зрения ее значимости для ученика; сообщать, что нового ученик узнал из текста и т.д.

Цель третьей группы упражнений — развить умения продуктивного характера: использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра), и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от своего собственного лица» (обоснование позиции героев/автора; дискуссия по проблеме, затронутой в тексте; написание рецензии/отзыва на текст; составление продолжения истории/рассказа и др.).

Обучение аудированию

Задания по аудированию могут быть следующими:

1)Подготовительные.

 Прослушайте и повторите слова. Выделите из ряда прослушанных слов одно не подходящее по смыслу.

Прослушайте прилагательные и назовите существительные, которые с ними чаще употребляются.

2) Речевые.

Прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему. Прослушайте начало диалога, продолжите его. Ответьте кратко на вопросы после прослушивания текста. Прослушайте текст и расставьте картинки по порядку происходящих действий.

Для развития речевого и фонематического слуха используются упражнения на дифференциацию звуков (долгих и кратких гласных, межзубных, свистящих и т.д.), слов и образцов общения.

Например: хлопните в ладоши, если услышите краткий звук [i], и 2 раза, если услышите долгий [i:].

«Где спрятался звук?» Том будет называть свои любимые звуки. Скажите, в названиях каких продуктов питания спрятались эти звуки? Том: [h] – дети: ham, hat, house и др.

Также используются тексты-загадки. Прослушивание любого текста предваряется коммуникативной задачей. Например, «Отгадайте загадки, и волшебная дверь откроется».

It cannot run. It cannot jump. It can go. It can swim. It cannot read and draw. It likes fish. It can eat a monkey. It is big. It is green. (a crocodile)

Это лишь небольшая часть форм и методов работы, позволяющих развить у учащихся ключевые компетенции. Но для того, чтобы развить ключевые компетенции у  детей, необходимо в первую очередь радикально изменить профессиональное сознание учителей. Ибо учитель не может развивать те компетенции, которыми не владеет сам.

 Компетентностная модель современного учителя

Профессиональные качества:

  • Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
  • Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
  • Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
  • Иметь развитую способность к критике и рефлексии;
  • Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
  • Понимать других людей, имеющих иные ценности и, интересы и способности;
  • Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
  • Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
  • Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
  • Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
  • Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
  • Демонстрировать увлечённость своим предметом;
  • Использовать чёткий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Профессиональные компетенции учителя

  1. Предметная компетенция : знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета
  2. Общепедагогическая компетенция : теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
  3. Профессионально – коммуникативная: практическое владение приёмами эффективного общения.
  4. Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
  5. Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.
  6. Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
  7. Информационно-коммуникативная компетенция.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход способствует:

  • Согласованности целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,
  • Подготовке учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,
  • Подготовке учащихся к успеху в жизни,
  • Повышению степени мотивации учения,
  • Не в теории, а на практике обеспечению единства учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Именно поэтому необходимость  использования  компетентностного  подхода  не  вызывает  сомнений, поскольку  самым  важным  звеном  модернизации  образования  является  улучшение  результата:  ученик  должен  быть  не  просто  знающим, но  и  умеющим, что  и  призван  обеспечить  компетентностный  подход.

Категория: Иностранные языки | Добавил: sedoidead (04.02.2016)
Просмотров: 3047 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]