Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика

Создание условий по обеспечению информационной безопасности обучающихся при использовании сети Интернет

Создание условий по обеспечению информационной безопасности обучающихся при использовании сети Интернет

Мавлютова О. В., учитель информатики МОУ Карасевская СОШ

07 ноября 2014 года

«Дети и подростки прирастают к розетке тогда,

когда реальный мир не может предложить им

других полноценных занятий».

Заряна и Нина Некрасовы

В настоящее время происходит процесс перехода человеческого общества к качественно новому состоянию, названному учёными информационным обществом. Информация и информационная деятельность призваны играть ключевую роль в данном обществе.

Более того, сами технологии часто оказывают непосредственное воздействие на социальную сферу, включая образование. Школьное образование в информационном обществе также перестает быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена между обучающимися, а также окружающими их людьми, который предполагает также генерирование ими информации в обмен на полученную. В связи с этим, одной из основных задач школьного образования становится обучение работе с информацией.

В последние годы потенциал самого компьютера, как универсального технического средства обработки информации, оказывает на систему школьного образования намного меньшее влияние, чем, например, «примитивные модели поведения», которые насаждаются в компьютерных играх и убогий, рекламный стиль электронных сообщений сети Интернет.

Современное состояние информационного пространства Сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду. К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:

  • доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к обучающимся;
  • наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребёнка;
  • наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков;
  • наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

Таким образом, выявление качественно новых угроз безопасности обучающихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие готовых, проверенных временем, рецептов создания условий обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования, предполагает разработку механизма по обеспечению информационной безопасности обучающихся в каждой школе.

Информационная безопасность обучающихся в образовательном учреждении может быть достигнута за счет:

  • успешной реализации педагогических условий (наличие: уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами; утвержденных режимов работы кабинетов образовательного учреждения с установленными компьютерами; проведение инструктажей обучающихся по информационной безопасности при работе в Интернет; проведение занятий «Родительского университета» в рамках реализации «Школы здоровья» по проблемам информационной безопасности детей в Интернет);
  • реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера;
  • обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере;
  • реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации (наличие в школе общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет и компьютеры, подключенные к Интернет, с установленными программами-фильтрами).

В МОУ Карасёвской средней общеобразовательной школе проводится  комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности обучающихся при организации доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет:

-  изданы локальные акты, регламентирующие порядок организации доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет (приказ о назначении ответственных лиц за организацию доступа к сети Интернет в образовательном учреждении, организацию контроля доступа к сети Интернет, организацию контроля системы контентной фильтрации, организацию учета и контроля за доступом обучающихся к сети Интернет (приказ № 250 от 01.09.2014 г. http://shkolakar.ucoz.ru/250.14.jpg); правила использования сети Интернет в образовательном учреждении; инструкция об организации контроля использования обучающимися сети Интернет);

-  все персональные компьютеры, имеющие подключение к сети Интернет и используемые в образовательном процессе, обеспечены программными средствами контентной фильтрации, что исключает  возможность получения доступа к ресурсам сети Интернет, наносящим вред здоровью и развитию обучающихся;

-  имеются каталоги «Образовательные ресурсы в сети Интернет»;

-  разработана Программа  «Профилактика интернет – зависимости обучающихся»(http://shkolakar.ucoz.ru/index/profilaktika_kompjuternoj_zavisimosti/0-169);

на сайте школы (раздел «Основные сведения об образовательной организации», страница «Информатизация образования») в подразделе «Профилактика компьютерной зависимости»  размещены Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования» (chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://shkolakar.ucoz.ru/internet/metodrekomendacii_po_kf.pdf); Рекомендации для родителей (законных представителей) по обеспечению безопасности ребёнка в сети Интернет дома (http://shkolakar.ucoz.ru/index/rekomendacii/0-171); приведены основные законы РФ в области компьютерного права и защиты детей; методические разработки учителей.

 

Категория: Информатика | Добавил: sedoidead (09.02.2015)
Просмотров: 1517 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]