Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование

Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр

Жукова В. Д, воспитатель муниципального

дошкольного образовательного учреждения

детский сад №7 «Ладушки»

 

   Сенсорное развитие ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста – это формирование новых, несуществующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе и т.д.

   Сенсорное развитие у детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

  1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие
    общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в
    дидактических играх.
  2. Познавательное развитие происходит через формирование
    первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины,
    вкусе, звучании, количестве, части и целом.
  3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
  4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
  5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

    Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В   детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.  

   Поэтому в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я уделяю особое внимание сенсорному развитию. В группе создано предметно – развивающее пространство, направленное на развитие сенсорного восприятия, формирование представлений о сенсорных эталонах. В игровом уголке размешены дидактические пособия и игрушки: матрёшки и пирамидки разного размера, втулки,  шнуровки,  мозаики.

Действуя с предметами, ребёнок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.  Он старается  собрать башенку,   бусы, играя,  узнаёт качества предметов (величина, форма, цвет).  Привлекают детей куклы, которым нужно подобрать платье по цвету или накрыть стол к чаю, подобрав чашку и блюдце по цвету и величине. А  мальчики с удовольствием сроят большие и маленькие башни.

      Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность ребенка может сочетаться с игровой. Как показывает практика, дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, наибольшие результаты приносят при систематическом проведении. Дидактическая игра имеет сложную структуру: цель, задачу, содержание, правила, способ и организация игровых действий, непосредственно сама игра, результат (достижения детей в усвоении знаний и развитии сенсорной системы).

Главной особенностью дидактической игры, как средства сенсорного воспитания дошкольников является наполненность всего обучения эмоционально-познавательным содержанием.

   Формируя представления детей о сенсорных эталонах, мной организуются разные дидактические игры. Так знакомя детей с «величиной» проводятся игры:  «Большие и маленькие», «Какой мяч больше? », «Угости зайчика». В процессе игры  мы учим детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

  В  играх: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки» -  дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

  Много внимания уделяем знакомству детей с цветом. Дети любят играть в игры: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам». Дети группируют и соотносят предметы по цвету.  

  

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

  • предметная деятельность
  • игры с составными и динамическими игрушками
  • экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто)
  • общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

А дидактические  игры - игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

 Создавая условия для сенсорного развития многие пособия и игры были сделаны своими руками: «Пальчики шагают» (Коврики из разных материалов для развития ощущений): «Собери цветок» (Соотношение цвета с использованием прищепок): «Наряди елку» (Соотнесение цвета по образцу, по слову). «Божья коровка» ( развитие мелкой моторики) и т. д.

  Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.   Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и  расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.  

            Выдающиеся  зарубежные  представители  в  области  дошкольной    педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори,  Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугинаидр.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное воспитание у детей наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

      Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяет его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: YNovikova (14.03.2017)
Просмотров: 1019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]