Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Библиотека

ИГРАЕМ КВЕСТ В БИБЛИОТЕКЕ

Волкова Елена Юрьевна,

зав. библиотекой МОУ Непецинской СОШ

Как привлечь детей и молодёжь нового поколения к чтению? Какими способами и средствами добиться того, чтобы поход в библиотеку стал приятным и привычным делом?

В библиотеке, наряду с традиционными формами просветительской деятельности, используются новые интерактивные формы работы с пользователями. В результате такой деятельности пользователь активнее взаимодействует с библиотекой.

Задачи, которые ставятся при этом:

  • содействие повышению общего образовательного и культурного уровня пользователей;
  •  развитие информационной культуры;
  • привлечение внимания читателей к библиотеке;
  • повышение интереса к чтению у детей и подростков.

Дефицит информационной культуры – одна из самых актуальных проблем. Сегодня важным навыком становится умение ориентироваться в огромном количестве информационных ресурсов. Требуются специальные знания о поиске необходимой информации.

Одним из активных способов формирования у пользователей навыков работы с информационными ресурсами является проведение командной игры-квеста (другие названия - «бродилка», «библиопробег»).

Квест-игра будет интересна следующим пользователям библиотек: тем, кто любит активный отдых; тем, кто жаждет новых острых ощущений; тем, кто умеет доверять своей команде и работать в команде; тем, кто способен проявить свои таланты; тем, кто хочет проверить, на что он способен.

Квесты могут быть посвящены самым разным темам. В последнее время большинство библиотек стали проводить экскурсии по библиотеке в форме квесториентирования («Библионочь», «Библиосумерки»).

В рамках игры участники решают логические задачи, выполняют поиск необходимой информации, учатся работать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и применять её.

Квест-игра учит пользоваться библиотекой, знакомит с расположением отделов, размещением в ней справочно-библиографического аппарата. Квест в команде помогает лучше узнать друг друга в условиях необходимости принятия быстрых и адекватных решений.

Способствует развитию личностных качеств пользователей, таких как внимание, память, скорость и логика мышления, навыков командной работы, вызывает массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, способствуют развитию коммуникации участников.

Подготовка

1. Использоваться должен каждый «уголок» библиотеки.

2. Продумывается оформление, в том числе, музыкальное, звуковое /шумовое, костюмы.

3. Готовятся карты /маршруты, задания, мастер-классы, реквизит.

4. Ставятся выставки

5. Проводится рекламная акция (СМИ, Интернет, афиши, индивидуальные приглашения).

В переводе с английского языка quest означает "поиск предметов, приключений". Слово пришло из средневековой литературы, где оно обозначало "трудное и долгое путешествие главного героя, преодолевающего множество препятствий".

Юным читателям это понятие знакомо по многочисленным компьютерным ролевым играм. Командная работа в процессе игры в квест в реальности дает детям гораздо больше: помогает развить такие качества как взаимовыручка, умение работать в коллективе, принимать коллегиальные решения.

Литературный квест - это активная форма массовой работы, в основе которой игра-поиск. Маршрут его связан с сюжетом определенных книг и их героев. Он включает этапы с заданиями и места, где участники получают инструкции для дальнейшего движения. Если квест проводится внутри библиотеки, это могут быть разные отделы, помещения или заранее подготовленные зоны.

В случае если игра выходит за пределы учреждения, маршрут может проходить через памятные места, архитектурные объекты, скверы, парки. Часто используют элементы театрализации, ролевые игры, творческие задания. Участники решают логические задачи, ребусы, учатся работать с информационными ресурсами, литературой, справочниками и каталогами.

На интеллектуальных этапах квеста игроки имеют возможность больше узнать о произведении, взятом за основу, об авторе, вспомнить отдельные эпизоды повествования и детали. А активные этапы игры принесут участникам приключения массу положительных эмоций.

Работа подготовки игры начинается с разработки концепции приключения. Для этого собирается весь коллектив библиотеки, чтобы каждый мог поделиться своими идеями. Именно на данном этапе - при создании рабочей группы - определяется, кто именно отвечает за тот или иной участок маршрута. А уже они придумывают конкурсы, викторины и задания, подбирают логические головоломки и ребусы, определяют стиль костюмов, проводят отбор тематической литературы, в которой будут содержаться подсказки для игроков. При необходимости подбирается музыкальное или видеосопровождение.

Чаще всего концепция квеста связана с жанром и заголовком книги, по которой разрабатывается сценарий мероприятия.

Для создания увлекательной , захватывающей игры необходимо разработать положение, определить цели и задачи. В правилах важно четко определить требования к командам: возраст, количество участников, а также критерии отбора победителей (быстрота, верное выполнение всех заданий, прохождение командных испытаний, алгоритм подсчета баллов и пр.). В случае если в игре предполагается несколько лидеров, необходимо решить, в каких номинациях будет проходить награждение. Также нужно оговорить правила выполнения "штрафных" заданий, дополнительных вариантов повторного прохождения этапа, если первая попытка оказалась неудачной. В целом правила должны быть предельно простыми и понятными.

Учитывая все эти условия, можно приступать непосредственно к подготовке заданий. Они могут быть:

  • интеллектуальные (вопросы на знание текста, кроссворды, головоломки, расшифровка закодированных посланий);
  • ориентировочные (пройти по указанному отрезку пути, найти предмет или место по карте);
  • технические (собрать какую-либо конструкцию или активировать некий объект);
  • спортивные (добежать, проползти и пр.);
  • творческие (нарисовать, сочинить, спеть, станцевать и т.д.).

Необходимо определить, какие подсказки получат игроки. Нужно решить, будет ли их давать персонаж-модератор, можно ли их собрать аналогично тому, как это происходит в компьютерных играх, либо их предоставят за выполнение дополнительного задания.

Следующим шагом становится оформление рекламных материалов и поиск аудитории. Даже такое интересное и яркое мероприятие, как библиотечный квест, нуждается в продвижении. Подготавливая его, библиотекари в большинстве случаев уже знают, кого они пригласят для участия. Здесь есть несколько вариантов. В квесте может участвовать организованная группа (студенческая, школьный класс, пришкольный лагерь). Число участников не должно превышать 30 человек. Команды также могут состоять из читателей, в этом случае игра проводится по записи, сообразно набору желающих. Предварительно в библиотеке вывешивается афиша мероприятия.

Заключительный этап квеста – подведение итогов и награждение победителей.

 

Категория: Библиотека | Добавил: YNovikova (30.05.2017)
Просмотров: 1156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]