Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Технология

Воспитание школьников на уроках труда

Беневоленский М.В.,

учитель технологии МОУ Непецинская СОШ

Труд и человек неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому и духовному развитию. От первых каменных орудий, орудий из дерева и кости до космических кораблей — таков гигантский путь развития человека. Труд создал самого человека.

Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремленного, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития школьника. Особенно большое влияние оказывает трудовая деятельность на детей, открывая им все новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире.


Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувственными представлениями, уточняет их, делает более конкретными. Участие школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде рассматривается  педагогикой в качестве главного средства введения детей и подростков в систему  общественных отношений и ничем не заменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности.


Поэтому педагогика считает трудовое обучение и воспитание важнейшей составной частью образования и воспитания подрастающих поколений.

 Трудовое воспитание школьников можно разделить на следующие этапы:


1. Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд. Необходимо  зажечь у детей жажду серьезного труда, приучить  трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых.


2. Формирование сознания необходимости трудиться дополняется выработкой привычки к труду. Если у детей не будет этой привычки, они оставят начатое дело при первых же затруднениях.  Для этого необходимо обладать большой настойчивостью, чтобы при всех условиях доводить начатое дело до конца.


3. Всякий труд возможен лишь при наличии у детей трудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в труде имеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка.

4. Труд  требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке рабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое для работы.


5. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду — одна из важнейших задач трудового воспитания детей.


6. В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу. В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу

7. Исключительно велика роль трудового воспитания в профессиональной ориентации школьников. В процессе трудового воспитания необходимо шире знакомить молодежь с различными видами труда и формировать склонности к определенным видам знаний и практической деятельности. Эта система трудового воспитания постоянно совершенствуется с учетом развития нашего государства.

Система трудового обучения и воспитания учащихся с младших классов школы должна быть построена так, чтобы вплотную подвести выпускников школы к овладению определенной профессией.


Трудовое воспитание направлено на овладение детьми трудовыми умениями и навыками, элементами культуры труда и техники безопасности, стремлениями к коллективному труду и готовностью устанавливать и регулировать отношения в трудовом коллективе. Важное значение имеет формирование бережного отношения к инструментам, материалу, личным вещам и школьному имуществу, а также отрицательного отношения к попыткам уклониться от труда, небрежного отношения к инструментам, материалам, личным вещам и школьному имуществу.


Если внимательно посмотреть перечень и характер задач трудового воспитания, станет ясно, что они могут быть успешно решены лишь всей системой средств воспитания, включающей учебный процесс, уроки труда, разнообразную внеклассную работу, самостоятельный труд детей.
В современной  школе складывается система широкого привлечения школьников к труду производственных коллективов. Школьники изучают трактор и автомобиль, работают в ученических школьных бригадах.

Труд, как правило, завершается вещественным результатом; однако в одном случае создаются необходимые продукты или предметы, в другом — безделушки. Учителю важно это иметь в виду и строить свою работу так, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего.
Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные, но необходимые для школы, семьи, шефов вещи. Такой серьезный труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их.

Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни ученика, и формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.

 

Категория: Технология | Добавил: sedoidead (14.02.2016)
Просмотров: 1564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]