Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Разное

Воспитательное значение совместной работы воспитателей ГПД и работников сельской библиотеки.

В нашей школе работает группа продлённого дня для учащихся младших классов. Дети начинают посещать её с самых первых дней учёбы в школе. Основной контингент ГПД – дети 1-4 классов, но ходят в группу и ребята 5-6 классов, т.е., состав разновозрастный. Поэтому правильно построить воспитательную работу в ГПД – задача очень сложная и требует от воспитателя большой ответственности.

Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в серьёзную общественно значимую деятельность – учение. Основная задача школы состоит в том, чтобы не только вооружить учащихся знанием основ наук, но и сформировать гармонически развитую личность, и немаловажная роль в ней отводится воспитателю группы продлённого дня.

Став школьниками, дети многое делают впервые. И от того, какими будут эти первые шаги в школе, зависит часто и дальнейшее отношение ребёнка к учению, учителям, труду, своим сверстникам, другим людям. Каждый ребёнок имеет свои положительные качества: один уже хорошо читает, другой умеет рисовать, третий очень наблюдательный и может хорошо рассказать о том, что он видит, четвёртый особенно ловок и быстро бегает. Я стараюсь всё это подметить и показать сильные стороны каждого ребёнка  всему детскому коллективу. В то же время почти у каждого ребёнка есть и слабые стороны: один зазнаётся, другой ленится, третий больше думает о своём успехе, четвёртый легко даёт обещания, но не выполняет их.

Организуя жизнь детей в ГПД, я строю воспитательную работу так, чтобы преодолеть эти недостатки. Зазнайке стараюсь показать, что есть дети, которые лучше него знают или умеют что-то делать; ребёнку, который любит только командовать поручаю дело, в котором он вынужден будет считаться с другими ребятами; индивидуалисту стараюсь раскрыть радость коллективного труда. В воспитательных целях оцениваю успехи ребёнка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение, а также усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, спорте, творчестве и т.д.    Мы ищем новые пути и формы работы. И одна из интересных находок – это проведение различных мероприятий совместно воспитателей ГПД и  сельской библиотекой.

Детям свойственно желание постоянно узнавать что-то новое. Именно эту возрастную особенность мы используем для любознательных детей в работе клуба «Почемучка», который наша сельская библиотека ведёт почти несколько лет. Здесь используются различные формы работы: день информации «На разведку космоса. Четвероногие космонавты», видеовикторина «Что ты знаешь про пингвинов», слайд-путешествие «Как путешествует письмо», день информации «Космос далёкий и близкий». В программе – выставка-триптих «Большое космическое путешествие», выставка-просмотр «Вся Вселенная в книжном переплёте», видеопутешествие «Космическая азбука», видеообзор «Планета Земля». Выставку-просмотр дополнял рекомендательный список «Космические приключения» в форме летающей тарелки. 12 апреля прошёл «Космический библиомарафон». Цель данных мероприятий – познакомить школьников с историей освоения космических пространств и сегодняшним днём космонавтики, с выдающимися людьми – теми, кто внёс весомый вклад в изучение и открытие Вселенной. Вся информация о проведённых мероприятиях размещена на стенде «Деловое досье» под заголовком «Вести с планет». По мере поступления новых книг провели дни и недели информации «Планета Новых книг», «НЛО (Новый Литературный Объект)». Информационная поддержка книжной выставки и любого мероприятия вызывает оживление читательской активности. Данную информацию читатель получает в  групповой беседе,  в сельской библиотеке. Чтобы вызвать у школьников устойчивый интерес к книге и научить их ориентироваться в информационном пространстве,1 раз в неделю проходят мероприятия.  

В сельской библиотеке на протяжении нескольких лет успешно взаимодействуют воспитатели ГПД и работники библиотеки. Это совместная работа библиотеки и школы дала свои положительные результаты. Формы занятий разнообразны: театрализованные беседы, обзоры, КВНы, практические занятия, интегрированные уроки и др. На занятиях применяем тестирование, разгадывание кроссвордов и др. Знания, полученные на этих занятиях, помогают нашим детям в учёбе, в ориентации в мире книг, в информации. Совместно с библиотекой активно ведём работу с родителями. Для них оформляются буклеты: «Мы и наши повзрослевшие дети», «Как приобщить ребёнка к книге и чтению», пресс-папки: «Подсказки родителям», «Как помочь малышу полюбить книги.

Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни, поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника была разнообразной, содержательной и строилась на основе высоких нравственных отношений. Специфика моей работы такова, что мне постоянно приходится давать нравственную оценку поступкам детей, их взаимоотношениям в коллективе.

Трудность возникает в том, что отношение разных детей к одним и тем же нравственным требованиям и оценка их выполнения различна. Один ребёнок переживает стыд за свой негативный поступок. Он понимает, что сделал больно другому, не смог сдержать себя, совершил плохой поступок; другой – только боится наказания, ему не стыдно за своё поведение, его переживания связаны главным образом с чувством страха: вдруг воспитатель расскажет родителям, и его накажут; третий – вовсе считает, что его осудили неправильно, он обижен за себя, убеждён, что его поступок единственно правильный, он ведь просто отомстил товарищу и уверен в том, что так делать надо всегда. Выходит, что моё воздействие на детей одинаково (осудила за плохой поступок), а каждый ребёнок воспринимает его по-своему, вкладывает в ситуацию свой собственный смысл. Передо мной стоит сложная и важная задача – добиться того, чтобы понимание таких ситуаций у меня и у моих воспитанников были едины.

Я считаю, что лишь тогда воспитательное воздействие на любого ребёнка будет эффективным. Чтобы таких ситуаций было меньше, объясняю детям, что хорошо и что плохо, что справедливо, а что нет, постоянно провожу занятия на нравственно-этические темы. Воспитываю у них любовь к родному дому, семье, школе, Родине, дружелюбное отношение к людям других национальностей, потребность говорить правду, быть честными.  Планируя свою работу в ГПД, стараюсь, чтобы процесс познания окружающего мира с его неизбежными трудностями, успехами и неудачами стал радостным для ребят. Ни с чем несравнимую радость доставляет детям общение с товарищами, приобретение новых друзей, дружная коллективная работа, игры, совместные переживания. Тогда у них появляется доброжелательное отношение к сверстникам, стремление приносить посильную помощь окружающим, формируется чувство ответственности за свои поступки, ответственное отношение к своим словам и обещаниям.

Мы совершенно уверены в том, что партнёрское взаимодействие – это путь к успеху, ведь вместе мы выполняем главную задачу – сохранение и развитие культурного наследия страны, и становление гражданского общества в России. А это и есть результат воспитательной работы.

Категория: Разное | Добавил: sedoidead (07.12.2015)
Просмотров: 1032 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]