Уроки словесности и талантливые дети
В душе каждого ребенка
есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский.
Нескородева Ю.В.,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МОУ Акатьевской ООШ
Уроки русского языка и литературы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной самореализации личности.
Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми.
Каждый ребенок неповторим, поэтому задача учителя – увидеть талантливых детей и помочь им реализовать и развить свои способности.
Для этого внедряю инновационные технологии в процесс воспитания и обучения, которые позволяют активизировать учебную деятельность школьников на всех её этапах, способствуют воспитанию творчески мыслящей личности.
На своих уроках использую разные формы работы:
- проектная деятельность: это система обучения, ориентированная на творческую самореализацию личности детей, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового, под контролем воспитателя;
- нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления, в ходе которых учащиеся максимально проявляют свои способности;
- самостоятельные работы (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня). Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков;
- работа в группах, процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности;
- творческие диктанты, при которых орфографические умения и навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми;
- работа по карточкам, с перфокартами, цель- уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей);
- написание стихотворений, сочинений, для раскрытия внутренних особенностей каждого ребенка;
- проектно-исследовательская работа, представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт;
- создание презентации.
Во внеурочное время провожу:
- предметные недели, у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере;
- конференции;
- олимпиады по предметам, для выявления наиболее способных учащихся с целью поддержки и развития их способностей;
- исследовательские работы;
- музыкально-литературные гостиные, такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе позволили добиться позитивных результатов коммуникативной деятельности школьников, сформировать у них творческую, познавательную активность, самостоятельность, выявить и поддержать одаренность, любознательность в приобретении знаний. Свидетельство этому - достойные результаты в конкурсных испытаниях, печатные работы моих учеников в книгах и сборниках.
Вместе с ребятами участвуем в конкурсах:
Школьный уровень:
- Конкурс школьных сочинений "Мое Подмосковье", посвященный 85-летию образования Московской области, Мазурова А., Коростина В. - победители, (6 участников),
- Школьный конкурс литературного творчества (рассказ, сочинение) по теме: "Я- будущий избиратель" Коростина В.- победитель, (4 участника),
- Школьный этап районного конкурса сочинений "Моя будущая профессия" Коростина В.- победитель, (6 участников),
- Школьный этап Всероссийского конкурса "Живая классика- 2015" 2 побеителя- Шумилина Д., Атякшева Ю., (9 участников).
Муниципальный уровень:
- Муниципальный этап конкурса школьных сочинений "Мое Подмосковье", посвященный 85-летию образования Московской области Мазурова А. заняла 2место, Коростина В. - участница,
- Районный конкурс художественного слова в рамках Фестиваля детского и юношеского творчества «Мы помним, мы гордимся!» Савин Денис - 5 место,
- Районный конкурс сочинений "Я- будущий избиратель" Коростина В.- призер награждена Почетной грамотой за призовое место в районном конкурсе сочинений «Я- будущий избиратель»,
- Районный конкурс школьных театрализованных концертных программ в рамках Фестиваля детского и юношеского творчества «Мы помним, мы гордимся!» II место (50 обучающихся),
- Районный этап Всероссийского конкурса "Живая классика- 2015" Шумилина Д.- участница, Атякшева Ю.- победитель
- Районный конкурс сочинений «Моя будущая профессия» Коростина В.- участница
- Районный слёт юных поэтов «Литература – копилка культуры, мудрости, опыта» Шумилина Д.,
- Городской конкурс чтецов "Расскажи мне о войне", посвященный 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Награждены за творчество - исполнители стихов собственного сочинения Шумилина Дарья, Савин Денис.
Видеозапись выступлений конкурсантов и конкурсные работы размещены на сайте ЗАО "Коломенского ТВ" www.kolomna.tv, www.colomna.ru
- Муниципальный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» Шумилина Д. - два I места, Атякшева Ю. - I место,
- Городской I открытый конкурс детского творчества "Их подвиг будут помнить потомки", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Шумилина Дарья, Савин Денис - лауреаты,
- Районный конкурс литературных проектов "Литературное наследие малой Родины", проект "Поэзия на берегах Оки", Шумилина Дарья, Атякшева Юлия - участницы,
- Районный конкурс полиграфического дизайна, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Этот день мы приближали как могли» -III место Коростина Валерия.
Региональный уровень:
- Региональный VII открытый очный художественно- поэтический конкурс " Мой край родной", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., г.Электрогорск , участники Шумилина Д. и Савин Д.;
- Региональный конкурс «Жизнь леса и судьбы людей» Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» I место- Шумилина Дарья, I место- Атякшева Юлия;
- Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика- 2015" Атякшева Ю.- 6 место (всего участников было 184).
- Вместе с ребятами выпускаем альманах «Вдохновение».
- Усиление работы с одаренными детьми - успех деятельности учителя.
|