Главная » Статьи » Разное |
Бубнова Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Талантливая молодежь – это будущая национальная профессиональная элита. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Известно, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Зачастую некоторые ошибочно отождествляют понятия «одаренный», «старательный» и «обученный». Кого же, в действительности, мы можем назвать одаренным? Если выстроить словообразовательную цепочку, то можно увидеть, что слово «одаренный» образовано от слова «одарить» (что значит «дарить», «наградить»), которое, в свою очередь, образовано от слова «дар» («подарок», «талант»). Таким образом, одаренный - от природы награжденный талантом, наделенный умением, способностью к творчеству. И перед педагогом сегодня стоит важнейшая задача - выявить, поддержать творчески одаренных детей, реализовать их потенциальные возможности. Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). По формам проявления различают:
По широте проявления различают: общую одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности); специальную одаренность (обнаруживает себя в конкретных видах деятельности). Специальные виды одарённости : -Музыкальное дарование -Художественная одаренность -Математическая одаренность -Литературное дарование -Социальная одаренность Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: • возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, • с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”. Одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления. В настоящее время работа Пановской школы по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей организована по следующим направлениям:
С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет", "карта интересов для младших школьников" и др. Для выявления одаренности учителя используют методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это прежде всего тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучалась также и сфера физического развития ребенка. Используется анкета Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч "Как распознать одаренность". Целью анкеты является выявление области одаренности ребенка, степени выраженности у ребенка тех или иных способностей. Данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика в начальной школе. За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен. Учителя Пановской школы, уже с начального звена проводят родительские собрания по вопросам выявления и развития одаренных детей. На предварительном этапе они проводят анкетирование по выявлению одаренных детей, обрабатывают анкеты, изучают психолого-педагогическую литературу по данной теме, подготавливают выставку творческих работ детей. На собрании учителя рассказывают о роли семьи в раскрытии детской одаренности, помогают родителям провести диагностику склонностей ребенка, дают советы родителям одаренных детей. Исходя из собственного опыта работы по выявлению одаренных детей в качестве основных направлений работы я стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В домашнее задание начинаю включать упражнения, требующие нестандартного мышления. Для развития интереса к упражнениям по предмету в программу включаю рассмотрение занимательных упражнений. Задаю сочинение на нестандартную, интересную тему. Провожу конкурсы внутри класса затем внутри школы. В процессе работы выявляются дети которые имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
1. Я начала вести работу по созданию банка олимпиадных заданий, систематизированных по темам, по классам с соответствующими методическими рекомендациями, имеется литература с занимательным материалом. 3. Где и когда происходит подготовка? В основном на кружковых занятиях для учащихся, на внеурочной деятельности. 4. Немаловажным моментом подготовки учащихся к олимпиадам является формирования умения определять уровень сложности задач для распределения времени на выполнение заданий. 5. Знакомлю учащихся с вариантами различных олимпиад в тестовой форме, обращая внимание на их специфику. Рекомендую ребятам читать дополнительную литературу по предмету, вести поиск решения заданий. Учащимся старших классов предлагаю составлять сценарии мероприятий для младших школьников, это викторины, занимательные факты из жизни и др. Говоря об организация учебного процесса необходимо затронуть вопрос проведения нестандартных уроков.
Например интегрированные уроки. Так например можно интересно провести интегрированные уроки русского языка, литературы, изобразительного искусства, музыки, иностранного языка (при изучении зарубежной литературы). Конечно, такие уроки требуют особой подготовки, ведь это работа двух учителей, но зато такие уроки запомнятся детям надолго и помогут выявить среди учащихся скрытый потенциал. К примеру, при изучении биографии того или иного писателя я использую не только викторины и другие соревновательные формы, но и такой прием , как «интервью с писателем». Учащиеся 5 – 6 класса в этом возрасте не так стеснительны, как старшие ребята, и с удовольствием исполняют роль , приехавшего в Пановскую школу , знаменитого писателя или поэта. На своих уроках стараюсь использовать разноуровневый подход к детям (разноуровневые задания обучающие и контролирующие, не только на уроках, но и в виде домашнего задания), обучение самостоятельной работе (учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу), обучение исследовательской работе, систематически предлагать учащимся творческие задания. С этой целью на уроках я стараюсь проводить ролевые игры, брейн- ринги, викторины, интеллектуальные соревнования , КВН, конкурсы, литературные диалоги, лингвистические турниры, театрализованные представления, путешествия, экскурсии, деловые и ролевые игры. Эти формы помогают становлению интеллектуальной активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время, способствуют формированию метапредметных результатов и в итоге – компетентной личности. И, как правило, первыми моими помощниками являются именно эти одаренные дети. Они же выступают в роли консультантов или моих заместителей при проверке самостоятельной работы или теста, иногда доверяю им объяснять новый материал со своими дополнениями или выводами.
На мой взгляд учебно-исследовательская работа школьников, которая является относительно новым видом школьной работы, одна из наиболее значимых видов работы для одаренных детей. А один из путей формирования творческого восприятия литературного произведения – системная исследовательская работа в урочное и внеурочное время. — работа с дополнительной литературой, — обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания, — предпрофильное и профильное обучение. Стремясь к самореализации, учащиеся школы принимали участие в районных и областных конкурсах научных проектов, где занимали призовые места
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Результатом работы с одарѐнными детьми является ежегодное участие и победа школьников в различных конкурсах ( «Русский медвежонок»), «Конкурсах чтецов», Слёте юных поэтов, в олимпиадах по русскому языку и литературе, в муниципальном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», высокие результаты в сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через различные кружки, элективные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе; во время проведения внеклассных мероприятий, на классных часах для учащихся, где являюсь классным руководителем. Кружок или факультатив, на мой взгляд, просто необходимы в школе для того чтобы ученики развивали свои способности, не теряли интерес к решению сложных проблем, показывали хорошие результаты не только на уроках , но и на соревнованиях любого вида. Как правило, олимпиадные задачи, резко отличаются от задач школьного учебника. Поэтому дополнительное образование – это возможность дать ребенку развивать свои способности в русле, отличающемся от стандартного урока. При составлении программы факультативов «Золотое слово» и «Занимательный русский язык» я учитываю , что творчество – это обязательно веселый игровой процесс, в котором учитель выступает в роли «воодушевителя», стимулятора творчества. Отличительные особенности программ в том, что обучающиеся 6 -7 классов не только познакомятся с наукой «Этимология», звуковыми законами, понятием «Родственные языки», формированием синонимических гнезд, с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, но и попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. — проведение научно-практических конференций в средних и старших классах,
— традиционные мероприятия в школе Важным направлением работы данного общества является тесное сотрудничество со школьной газетой. Талантливым ребятам поручено отвечать за рубрики связанные с русским языком и литературой , принимая во внимание тематику очередного номера газеты. — предметные недели. Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных недель, которые в системе проводятся в нашей школе. С помощью проведения таких мероприятий мы помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские способности. Лингвистические игры ,конкурсы, КВН, конкурсы проектов и рисунков по произведениям различных писателей, интеллектуальные игры по русскому языку и литературе и др. Поощрение одаренных детей 1. Публикация в СМИ; 2. Премия администрации ОУ "Ученик года"; 3. Стенд "Лучшие ученики школы"; 4. Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета; Работа с родителями одаренных детей 1. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся. 2. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; 3. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей; Говоря о работе с одаренными детьми нельзя не сказать о создании системы повышения квалификации педагогов в работе с одаренными детьми в Пановской школе; Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно; - поисковая активность, любознательность; - знание психологии подростка и психологии одаренных детей; - готовность педагога к работе с одаренными детьми. В связи с этим в Пановской школе проводятся педагогические советы и заседания ШМО, касающиеся данного вопроса. Так 3 ноября 2016 года в школе прошёл педагогический совет по теме "Творческий педагог- творческие дети". Некоторые педагоги нашей школы с сентября 2015 года являются членами областной Ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми. Данная ассоциация содействует повышению самообразования путем распространения:
В заключении необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества со всеми участниками педагогического процесса. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей. | |
Просмотров: 742 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |