Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитание |
Михеева Ольга Николаевна, учитель МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа Коломенского района Возможно, каждый из нас задавался такими жизненными вопросами: «Как быть счастливым? Удачливым? Успешным? Для чего жить?» Современный мир приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво предлагает их со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров. Власть, сила, деньги – вот приоритеты современного общества. Что мы, взрослые, противопоставим золотой лихорадке, боевикам, насилию? Чем можем помочь ребенку, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа – не только объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», но и научить ребенка жить по-христиански, потому что «настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» И введение в школе Основ православной культуры – это насущная потребность нашего времени. Конечно, ОПК – это не панацея от всех бед, но возможность познакомить школьников с православной культурой, с традициями нашего народа, а самое главное – с нравственным законом, лежащим в основе христианской религии. Важно, на мой взгляд, объяснить, что те же Заповеди Блаженства (будь милосерден, умей сострадать, прощать, не отвечать злом на зло, не осуждай, люби ближнего твоего) – не отвлеченные понятия, они современны и применимы в наши дни». Я не веду специальных занятий по Основам православной культуры, но меня всегда волновали проблемы, связанные с духовным воспитанием школьников, так как полностью согласна с И. Ильиным, который писал: «Самое важное в воспитании – духовно пробудить ребенка». И как учитель-словесник вижу в этом свое предназначение, ибо «русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и поддержании духовного огня в сердцах человеческих». Уроки литературы побуждают вести разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека Задача учителя – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными проблемами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих падений на его жизненном пути. Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, приобретенный на литературном материале. Наши программные произведения дают такой материал в большом количестве. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Особое внимание уделяю жанру агиографии. Жития святых – это образец правильной (т.е. праведной) жизни, так как они повествуют о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа. Рассказывая о том, что героями житий стали самые разные люди: монахи, крестьяне, горожане и князья, стараюсь подвести учеников к мысли, что праведно жить может каждый человек. Разговор о Петре и Февронии Муромских обычно начинаю с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Изучая «Слово о полку Игореве», рассуждаем о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Ребята приходят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии. Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ибо тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». При изучении «Песни про купца Калашникова» Лермонтова семиклассники рассуждают, в чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы? Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького, призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматова «Плаха». В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них. Большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет знакомство учащихся с Библией – драгоценным сокровищем, способным возродить внутренний строй души человека. Многие писатели, композиторы, художники обращались и обращаются к Библии, черпая вдохновение, сюжеты своих произведений, понять которые помогает знание первоисточника. Так урок по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» можно провести в сопоставлении с притчей Соломоновой, представленной в Писании Ветхого Завета. 6. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. 7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя. 8. Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Ребят удивляет то, что образы мудрого труженика Муравья и беспечной ленивой Стрекозы великий баснописец позаимствовал из библейской притчи. Урок, посвященный изучению повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» я озаглавила так: «Путь к исцелению у всех один: прозреть, иметь мужество признать ошибки и покаяться…». На нем с ребятами вспоминаем притчу о блудном сыне. На вопрос о том, как надо относиться к своим родителям, дети отвечают следующее: «Важно успеть сказать родителям, что мы их любим, важно вовремя попросить у них прощения за обиды, нанесенные им». А еще они понимают, что человек, совершивший дурной поступок, но искренне в нем раскаявшийся, вовсе не плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним. Без знания Библии не понять и Ф.М.Достоевского, его роман «Преступление и наказание». Только знание притчи о воскресении Лазаря поможет учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Изучение библейских сюжетов, их анализ, обсуждение на уроках литературы способствует укреплению нравственных принципов в сознании детей, помогает глубже проникнуть в художественное произведение, понять его. Но уроки нравственности, преподносимые Великим словом Библии, не должны быть навязчивыми. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь. В доказательство этому хочу процитировать рассуждения Сонновой Ю. на тему «Заповеди Божьи для нас, современников»: Распущенность молодых людей, по моему мнению, проявляется не только в одежде, но и в речи. Современные парни и девушки не говорят, а «плюются словами», используя «для каждого расхожего понятия не обычные слова, а жаргонные выражения». Конечно, пользоваться языком, который способен воспитывать, для таких молодых людей просто не модно, им предпочтительнее низменный, вульгарный, грубый язык. Трудно не согласиться с Д.С.Лихачевым, который размышлял по этому поводу в своей статье «Учиться говорить и писать»: «Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле…он трус и робок, неуверен в себе». Слово – это величайший дар Творца, поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Но мы часто об этом забываем и недобрым словом причиняем боль, страдания не только посторонним, но и самым близким для нас людям – своим родителям, нарушая тем самым Пятую Заповедь, которая гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле». А как мы выполняем эту заповедь Божию? В наш век «не модно» уважать родителей. Молодежь стыдится в кругу своих сверстников назвать отца с матерью родителями, а употребляет оскорбительное для слуха слово «предки», считая своих близких людьми отсталыми, а их понятия – отжившими. Грешат и те, которые недостойно ведут себя по отношению к одноклассникам, соседям, учителям или незнакомым людям, а ведь Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавай всякому должное…» Понимают ли эти молодые люди, что, проявляя непослушание, неуважение, непочтение к кому-либо, они тем самым навлекают на себя беды и скорби? Скорее всего, нет… Трудно, конечно, соблюдать все Заповеди Божьи, потому что сам по себе человек беззащитен перед грехом. Мне кажется, мы никогда не сможем сами победить искушение или соблазн, если не полюбим Священное Писание. Пусть Слово Божье проникнет в наше подсознание, пусть будет написано на скрижалях нашего сердца». Согласитесь, подобные рассуждения дорогого стоят. Ты понимаешь: работа, проделанная тобой, не напрасна, тебе удалось разбудить стремление ребенка работать над собой. И если после твоих уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной. Среди моих учеников есть, несомненно, талантливые. Это Савченко Денис, который в течение нескольких лет является победителем районной православной олимпиады. В прошлом учебном году был победителем районной олимпиады по Духовному краеведению Подмосковья и призером областного этапа. Соннова Юлия – участница и победитель Кирилло-Мефодиевских чтений, слетов юных поэтов. С такими ребятами работать одно удовольствие: они много читают, умеют думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения и что, самое важное, - умеют учиться. И в помощи учителя они нуждаются меньше, чем те, кому есть, над чем задуматься. Один мой ученик, пятиклассник, в сочинении на тему «Мой любимый школьный предмет» написал: «Я люблю уроки литературы, потому что учительница приходит к нам с добром». Приходить с добром - это тоже библейская истина, которой я стараюсь не нарушать, ибо « только … добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе». Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
| |
Просмотров: 905 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |