Главная » Статьи » Начальные классы |
Орлова Елена Александровна, МОУ Непецинская СОШ
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский
Педагогика-это постоянный поиск, одержимость, неудовлетворённость и творчество во все времена. Учитель - это внутреннее состояние человека. Мы всю жизнь «горим» своей профессией. Творческому учителю свойственно всю жизнь искать новых путей, методик, технологий в обучении. Сколько новых методик проходит сквозь учительскую душу, сознание! Меняется время, становятся другими люди. Отрадно видеть, как жизнь, меняясь, всё-таки улучшается. И школа не может быть только прежней. Учителями освоены различные технологии: развивающее обучение, личностно- ориентированное, диалог культур, педагогика сотрудничества, встречных усилий, сотворчество и др. Богатый опыт приобрели учителя с применением современной учебной техники: уроки- презентации, использование интерактивной доски. Изменился и школьник. Но главное в нём осталось: пытливость, любознательность, необходимость в помощи. Мудрый учитель выберет эффективную технологию, у него хватит души зажечь ребёнка, выработать потребность познавать, научит самостоятельности в действиях. Посещение уроков, их анализ еще раз показали, что как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования. Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок. Урок – основная форма организации учебного процесса. Современный урок – это: · развитие школьников в процессе обучения; · активная деятельность детей; работают все и работает каждый; · проблемность; маленькие открытия каждый день; · диалог; учёт разных мнений; вариативность; · творчество учителя и творчество детей; · интерес детей к учению; их желание учиться; · освоение детьми способов действий; · самостоятельность учащихся; · сотрудничество школьников друг с другом и с учителем; · индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам; · чёткость целей и ориентация на достижение результатов; · связь с жизнью, решение практических задач; · воспитание личности. Требования к современному уроку:
Признаки современного урока Ученик – равноправный субъект учебной деятельности (со всеми присутствующими в классе). Функция учителя на уроке меняетсяс управляющей на организующую Предоставляемая свобода выбора учащимися учебных действий и источников информации. Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не оценку личности ученика).
Подготовка учителя к уроку включает следующие этапы: · определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания; · определение целей и задач урока; · выбор методов и форм обучения; · выбор и подготовка средств обучения, оборудования урока; · определение типа и структуры урока; · составление плана урока; · составление конспекта или плана-конспекта урока. Комфортность на уроке для учащихся и учителя, бесконфликтность ситуации необходимы. «Трудный школьник- это, прежде всего, несчастный ребёнок, которому необходимы сочувствие, понимание, помощь». Богатство души педагогический такт, знание психологии ребенка, профессионализм, порядочность и мудрость учителя делают своё доброе дело. Культура общения предотвращает конфликты. Надо умело пользоваться словом так как оно тончайшее прикосновение к сердцу, слово может стать и нежным, благоухающим цветком, и острым ножом, безжалостно ковырнувшим нежную ткань души, и комьями грязи. Мудрое и доброе, оно доставляет радость. А глупое и злое, необдуманное и бестактное ранит, приводит в оцепенение силы души, порождает внутренний конфликт. Овладеть искусством общения - большая удача в педагогической работе. Не унижать человека словом, а уважать и возвышать его нужно. Униженный учитель не может воспитать человека с чувством собственного достоинства, а униженный ученик никогда не станет полноценной личностью. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить и рассуждать о том, каким должен быть урок . Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Мы думаем, что основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатый материал, сравнение, сопоставление смешиваемых явлений и понятий, поиск связей с пройденным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном, изученном. В заключение, хотелось бы напомнить основные постулаты системы Л.В. Занкова, так удачно сформулированные З.И. Романовской:
| |
Просмотров: 584 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |