Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Начальные классы

Современный урок в начальной школе с использованием ЭОР

Быстрова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов МОУ Непецинской СОШ 

 «Расскажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

вовлеки меня – и я пойму».

Китайская мудрость

 

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе.

В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник»  вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах я сосредоточу свое внимание. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Как можно классифицировать ЭОР?

Можно классифицировать ЭОР по следующим направлениям:

По технологии создания:

 текстографические

 мультимедиа

По среде распространения и использования:

 Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет

 Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета

 ресурсы для «электронных досок»

По содержанию:

 учебники

 рабочие тетради

 лабораторные работы

 электронные справочники и словари

 викторины

По принципу реализации:

 мультимедиа-ресурсы

 презентационные ресурсы

 системы обучения

По составляющим входящего в них содержания:

 лекционные ресурсы

 практические ресурсы

 ресурсы-имитаторы (тренажеры)

 контрольно-измерительные материалы

Как на практике я применяю ЭОР?

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д.

К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я  и каждый учитель  может выбрать  для себя нужное, необходимое.

Приведу пример использования ЭОР на своих уроках.

1.Компьютерные тренажёры

 Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной  разработки.

Картинный диктант

Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учиться. Цель тренажёра – визуализация правильности выполнения задания. В данном ресурсе предлагается 4 вида картинных диктантов. Их можно написать на одном уроке. А можно использовать на нескольких уроках. Работа по данному тренажёру строится следующим образом: учитель называет или показывает номер картинки (их можно называть и показывать не по порядку), а дети записывают слово. Проверять можно отдельно записанное слово, а можно группу слов, нажав на картинку.

Тренажёр «Игра-раскраска «Художник»

Задача – отработка навыка табличного умножения.

Тренажёр «Таблица умножения»

При создании тренажёра использовался приём, который используется для заучивания учебного материала. На одной стороне карточки записан пример, а на другой ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.

Программа «Отличник» способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок.

Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем: быстрая обработка результатов, определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции), объективность оценки учащегося.

2.  Игры.

Данный ресурс я использую на уроках, внеурочных и коррекционных занятиях.

 При счёте до 10 – использую игры типа «Кто быстрей» и др. Для отработки навыков устного счёта в пределах 10 использую большое количество игр. Например «Помоги сказочному герою»

3.Тесты.

Для проверки и закрепления знаний по теме хорошо использовать Flash-тест.

4. Фильмы или Слайд-шоу с озвучиванием.

Данный ресурс возможно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом,  применение ИКТ  в педагогической практике  – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и организованно. Использование ЭОР на уроках  позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание.

Однако не все так просто. Педагогу, который  использует элементы новых технологий, нужно сначала их осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок. Часто то, что прекрасно использует один педагог, у другого педагога  на уроках не идёт, нет желаемых результатов. На мой взгляд, в этом вопросе очень важно найти «золотую середину». Нельзя отбрасывать традиционные методы обучения – это фундамент, основа, а надо умело сочетать классические приёмы с новыми технологиями.

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение», 2011.
  2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И.  
  3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения  на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф., 2009 г
  4. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»,2009
Категория: Начальные классы | Добавил: YNovikova (10.03.2017)
Просмотров: 985 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]