Главная » Статьи » Начальные классы |
Ферчева Виктория Викторовна, учитель начальных классов МОУ Непецинская СОШ
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский) Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс. Необходимо систематически совершенствовать и углублять знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновлять методическую литературу, использовать новые технологии в своей работе. Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Игра учит. Следовательно, это средство обучения. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - Как технологии внеклассной работы. Приведу примеры дидактических игр, которые я применяю на уроках математики и русского языка Дидактические игры на уроках русского языка. Лото - «Поговорки - цветочки, пословицы - ягодки» - позволяют поработать с малыми жанрами фольклора. Ребята учатся интерпретировать пословицы и поговорки, различать прямое и переносное значение устойчивых выражений и одновременно упражняются в составлении рассказа по картинке. Таким образом, расширяется словарный запас, развивается умение говорить связно, логично и образно. На материале первой игры можно показать различие между пословицами и поговорками, вторая дает возможность сопоставить русские и иноязычные пословицы, их смысл и способ его выражения. Лото – «Глаголица» - знакомит с глаголами-исключениями, помогает закрепить знания по спряжению глаголов, учит орфографической зоркости, а также с помощью приставок и окончаний образовывать новые глаголы. Лото - «Игра слов» - знакомит учащихся с изографами, омографами, фразеологическими оборотами. Также она позволяет сформировать навык звуко-буквенного анализа. Лото - Лото «Слово-серебро» - развивает логическое и образное мышление, знакомит с пословицами и обобщающими понятиями, обогащает словарный запас, развивает внимание, сосредоточенность, зрительную память, смекалку. Темы: анаграммы, обобщающие слова, пословицы, сочетаемость прилагательных с существительными. Дидактические игры на уроках математики. Лото - Лото «УМНОЖЕНИЕ-УМНОДЕЛЕНИЕ» - для изучения и закрепления таблицы умножения. В игре два лото, одно с примерами умножения, второе с примерами деления, а так же головоломки с заданиями на пространственную ориентацию, внимание, логику, головоломки с геометрическими фигурами. Лото знакомит игроков с признаками делимости, тренирует устный счет. «Танграм» - способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. В результате упражнений и заданий к этой игре ученик учится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, учится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. | |
Просмотров: 754 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |