Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Математика

Типы уроков по ФГОС

Атякина Е.В.,

учитель математики 

МОУ Радужненская СОШ

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии; 
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.

Сформулируем основные цели урока каждого типа.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и

т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов
и т.д. 

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

 4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
 

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
 Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1) предъявление контролируемого варианта;
2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
4) критериальную оценку результата сопоставления.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. 

Остановимся более подробно на структуре уроков каждого типа.

УРОКИ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ, как отмечалось выше, имеют следующую структуру:

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 

1.  Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

 

2.  Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1)воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
2)активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
3)актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
4)попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5)зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

 

3.  Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
1)проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
2)зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
3)соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

 

4.  Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1)в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
2)предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
3)выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
4)выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

 

5.  Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:
1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
3) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
4) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи;
5) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

 

6.  Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речиявляется усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы

1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

 

7.  Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:
1)организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2)организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
3)создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
4)для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

 

8.  Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:
1)выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
2)организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
3)организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
4)при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

 

9.  Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
 

Для реализации этой цели:
1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2)учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
3)намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

УРОКИ РЕФЛЕКСИИ имеют следующую структуру:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью урока мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2)актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
3)исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

 

2.  Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:
1)организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
2)активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память);
3)организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
4)организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

 

3.  Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1)уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
2)на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение
3)выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

 

4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1)сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
2)выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

 

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
2)в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
3)далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
4)решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

 

6.  Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели:
1)организуется обсуждение типовых затруднений;
2)проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

 

7.  Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки
1)выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
2)проводят самопроверку своих работ по эталону длясамо проверки и фиксируют знаково результаты;

3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

 

8.  Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
 

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
2)выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

 

9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:
1)уточняют алгоритм исправления ошибок;
2)называют способы действий, вызвавшие затруднение;
3)фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4)оценивают собственную деятельность на уроке;
5)намечают цели последующей деятельности;
6)в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

 

УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ имеют следующую структуру:

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

 Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.

1урок (Проведение контрольной работы)

1. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.
 

Поэтому для реализации этой цели требуется:
1)определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);
2)актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);
3)исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);
4)установить форму и процедуру контроля;
5)предъявить критерий выставления оценки.

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Для этого необходимо:
1) организовать повторение контролируемых способов действий (норм);
 

2) активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;

3)  организовать мотивациюучащихся («хочу» - «надо» -«могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;
4)организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;
5)организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
6)предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

II урок (Анализ контрольной работы)

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

 

3.  Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.
Для реализации этой цели необходимо:
1)организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;
 

2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
3)проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

1)уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);
2)на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;
3)выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.

 

4. Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

 

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
2)в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
3)далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
4)решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.

 

6.  Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

1)обсуждение типовых ошибок;
2)проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

 

7.  Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
 

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
1)выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
2)провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.
3)зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

 

8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой;
2)выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

 

9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
1)проговаривают механизм деятельности по контролю;
2)анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
3)называют способы действий, вызвавшие затруднение;

4) фиксируют степень соответствия поставленной цель контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
5)оценивают полученные результаты собственной деятельности;
6)при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
7)намечают цели последующей деятельности.

 

 УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.

        Использованные ресурсы
 http://do.gendocs.ru/docs/index-382913.html
 http://0204.jimdo.com/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/
 http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm
 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. 

Категория: Математика | Добавил: sedoidead (01.02.2016)
Просмотров: 2944 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]