Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитание |
Маршруты духовного краеведения Подмосковья: к юго-востоку от Коломны
Учитель истории и обществознания МОУ Акатьевской ООШ Коломенского м.р. Филиппова Татьяна Алексеевна
Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» рассказывает подрастающему человеку о Заповедях любви, данных человеку Богом, о храмах, святынях, добре, зле, послушании, любви… Один из разделов программы «Духовное краеведение Подмосковья», автор Л.Л. Шевченко, называется «Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл». Именно он преподносит возможности познакомиться с архитектурно-художественными особенностями храмов, духовным подвигом монастырей, иконами, жизнью святых на землях Подмосковья. Большой интерес для ребят нашей школы, конечно же, представляют святыни Коломенской земли, места, где они родились, растут и ходят в школу, храмы. Как известно, процесс складывания единой нации, единого государства очень долгий и сложный, так же и процесс складывания единой общности села, сопричастности к истории малой родины – тоже непростой. А церковь помогает объединять людей одной верой, общими праздниками и традициями. В нашем селе Акатьево в 2004 году произошло очень важное событие. Оно значимо для моих односельчан и предопределено свыше. Это – появление храма. Храмом для человека являются также те духовные и нравственные принципы, которые заложены в традициях его народа. В храм человек ходит для того, чтобы выразить свою любовь и уважение к Богу, а соблюдает свои традиции для того, чтобы выразить уважение к предкам, своей национальной и духовной культуре. Мне бы хотелось рассказать об этом, пусть и небольшом, но важном для моих односельчан маршруте духовного краеведения. Наше село Акатьево имеет богатую историю, связано с известными именами Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого, Санти. После Великой Отечественной войны исчезли многие фамилии, деревне не хватало собственных сил для восстановления. Колхоз вошёл в Озёрский район. А в 1980-е годы потянулись отовсюду «лимитчики», люди, бежавшие в поисках работы, лучших условий жизни для себя и своих детишек. Деревня оказалась общим домом для переселенцев из Тамбовской, Липецкой, Тульской, Пензенской, Рязанской областей и республики Мордовия. Пока существовал совхоз «Акатьевский», всё было хорошо. Были общие праздники для механизаторов, животноводов, овощеводов, соцсоревнования и т.д. Но постепенно в связи с происходившими событиями в стране, осталось только материальное, суетное, не хватало духовной ниточки, связавшей бы и объединившей воедино несколько поколений акатьевцев. Видимо, по промыслу Божьему в деревне появляется храм. Как всё начиналось… Акатьевский храм начинался со сбора подписей «за». Местная администрация сомневалась. Отец Александр, настоятель храма Воскресения Христова села Васильева, основную часть прихожан которого составляли жители Акатьева, собрал и предоставил главе сельской администрации двести подписей, после чего получил разрешение. Теперь появляется новая препона – где строить. Выяснилось, что свободная земля выкуплена у совхоза в частную собственность, а приобрести её по рыночной цене – очень дорого. Под церковь было отдано помещение склада, ветхое одноэтажное здание. К строительству храма жители деревни отнеслись по-разному. Одним она была не нужна, «всю жизнь без неё жили и ничего», другие эту новость восприняли радостно. Одним из активистов по открытию храма была жительница Акатьева Дмитриева Татьяна Михайловна. Для того чтобы превратить храм Божий в склад не требуется больших усилий, что и произошло со многими церквями. А вот устроить из склада храм – требуется немало сил и средств. Но верующие люди потянулись к будущему храму с любовью и трепетом, надеждой. Многие прихожане сами приносили пожертвования. Они же вывезли мусор, побелили стены, вымоли пол, поставили скамейки. И в такой обстановке состоялась первая служба в декабре 2004 года. Постепенно здание обустраивалось: на стенах появились иконы, на полах дорожки, прикрывшие рассохшиеся доски, необходимая мебель, утварь. Со слов жительницы села Головановой И.В. после службы в четверг, истосковавшиеся по Божьему слову прихожане не спешили расходиться по домам. Они оставались для беседы с отцом Александром, настоятелем храма. В январе 2005 года состоялось официальное открытие храма. На торжественной службе присутствовали представители районной и сельской администрации, руководители местных предприятий, жители села. Строительство храма не обошлось без благотворителей. В России благотворительность почиталась с давних времён. Принятие в благотворительное общество считалось великой честью. Унылое казённое помещение превратилось в настоящий Божий храм, наполнилось теплом и светом, значительно выросло в высоту. Но сами стены не так важны, как то, что эти стены украшает и освящает. У каждого храма должна быть храмовая икона. Есть она и в Акатьевской церкви. Старинный образ преподобного Серафима Саровского отцу Александру подарил священник Максим Максимов, настоятель храма Казанской иконы Божией матери г. Реутов. Многие люди передавали частичку мощей преподобного Серафима Саровского из рук в руки, прежде чем она попала в Акатьевский храм. Одна из сотрудниц музея атеизма, располагавшегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга отдала реликвию Александру Епанчину, известному муромскому краеведу. Он хранил её у себя в течение нескольких лет, после чего, будучи человеком православным, передал на хранение одному из местных священнослужителей, а последний уже переправил частичку этих мощей отцу Александру Хмылову для строящегося под Коломной храма. Мощи прп. Серафима Саровского были переданы Русской Православной Церкви в 1991г. Освящение нового храма проходило при большом стечении народа. Богослужение совершил настоятель нового храма священник Александр Хмылов. Ему сослужил настоятель церкви Пресвятой Троицы из Щурова протоиерей Вадим Маркин. Многие прихожане на первой же службе исповедались и причастились Святых Христовых таинств. После божественной литургии присутствующие совершили крестный ход. Служба в храме проходит еженедельно, а также по церковным праздникам. Каждый четверг здесь служится молебен с чтением акафиста прп. Серафиму Саровскому. Сегодня храм собирает не только жителей села, но и местных дачников, жителей Коломны. Вот так далёкий Саровский подвижник стал особенно близок, и почитаем прихожанам новообретённого храма в Акатьеве. В городах и сёлах открытие нового храма всегда большое событие. Каждое храмовое сооружение имеет свою историю: одни культовые сооружения возводились в честь выдающихся событий, другие – в память о трагических. Удивительно, что до сих пор в таком красивом историческом месте на высоком левом берегу Оки не было храма. Неужели акатьевцы не чувствовали необходимости в общении с Богом в своей, родной, церкви? А может, не было такого человека, который бы смог подвигнуть селян на обретение храма? Важное событие наконец-то свершилось! Теперь акатьевцам предстоит вести отсчёт истории своего прихода. Надеюсь, что и дальше стараниями прихожан храм будет только расширяться, расцветать и просвещать людей, нести духовность. Храм объединил местных жителей, а праздник день села приурочен к празднику обретения мощей Серафима Саровского (1 августа). Во внеклассной работе с обучающимися уделяю большое внимание экскурсионной деятельности, созданию презентаций на основе фотографий из паломнических поездок, экскурсий, проведению внеклассных мероприятий с привлечением краеведческого материала. Всё это вызывает неподдельный интерес ребят, способствует повышению их мотивации учёбе, интереса к истории своей земли. Подрастающее поколение должно не только знакомиться на уроках с теоретическими знаниями по Духовному краеведению Подмосковья, но и самим принимать участие в практической деятельности, прокладывать маршруты духовного краеведения. Отношение к прошлому своей страны, малой родины - показатель нравственного здоровья нации. | |
Просмотров: 1589 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |