Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Логопедия

Использование компьютерных технологий в логопедической работе

Яковлева  Надежда   Константиновна, 

учитель-логопед 1 квалификационная категория   

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Внедрение компьютерных технологий   является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ  в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям можно использовать на индивидуальных,  подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы.

   Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:                     

  1. Активизировать познавательную деятельность детей.
  2. Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.
  3. Повышать интерес к обучению (мотивация).
  4. Осуществлять дифференцированный подход.
  5. Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей.
  6. Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

При подготовке и проведении занятий логопед может  использовать электронные ресурсы учебного назначения:

  1. Презентации

 Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию. Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. 

Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема наглядных бумажных пособий, таблиц, репродукций, альбомов, аудио и видео аппаратуры. Используя возможности программы PowerPoint, возможно разработать презентации на различные темы. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы для занятий, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на экране. Например, на этапе автоматизации можно использовать презентацию, содержащую привычные этапы отработки произношения: изолированного звука, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.  Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». 

Таким образом, презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.

2. Интернет-ресурсы (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала, музыки, игр и т.д.)

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Также при помощи Интернета, можно подобрать музыкальную композицию, соответствующую теме образовательной деятельности. Это могут быть классические или современные произведения, песни из детских мультфильмов. При помощи программы для обработки видео легко создать собственный клип со сменяющимися под музыку слайдами, подобранными к конкретной теме.

3.Развивающие flash-игры

Применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес у детей. Можно использовать  игровые и учебные программы, предназначенные для детей.

 «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», «Гарфилд малышам»,  «Учим буквы и слова».

Для работы над звукопроизносительным компонентом речи рекомендуется приобрести программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук,  чистоговорки,  скороговорки).

Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», а также в программе «Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданной при участии опытных логопедов.  Виды заданий разнообразны: «Послушай – определи нужный звук», «Распредели картинки по наличию звука», «Посчитай слоги», развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.

Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в  PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры.

Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», Портал «Солнышко».

Таким образом, информационно – компьютерные технологии позволяют разнообразить и оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, решать одновременно несколько задач, направленных на разностороннее развитие ребёнка. 

Литература

  1.  Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. //Журнал «Логопед» №2 2004г.
  2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. //Журнал «Логопед» №5 2008г.
  3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
  4. Лынская М.И. Информационные технологии с безречевыми детьми.//Журнал «Логопед», 2011, № 3.
  5. Томилина С.М. Логопедия и интернет. // Журнал «Логопед» №3 2006г.
Категория: Логопедия | Добавил: sedoidead (27.04.2015)
Просмотров: 826 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]