Главная » Статьи » Химия |
МОУ МАЛИВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 140492, М.О., Коломенский район, д.Зарудня Телефон (факс) – 8 496-617-17-46 Сайт школы: http://malivoschool. ucoz.ru Адрес электронной почты: malivoschool@mail.ru Мастер – класс учителя химии высшей категории Петрухиной Веры Викторовны
«Химический эксперимент – важнейший метод и средство обучения химии». Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции. М. В. Ломоносов Модернизация российского образования ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающихся, их познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьника, что исключает выступление ученика в роли пассивного слушателя. Эта проблема может быть решена в процессе формирования исследовательских умений обучающихся в ходе выполнения химического эксперимента, когда школьники учатся выявлять проблему, анализировать теоретические вопросы, выстраивать логическую цепь утверждений, самостоятельно проводить практическое исследование, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. Ведущее место в преподавании химии занимает школьный химический эксперимент. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся. В системе современного обучения велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания Химический эксперимент способствует развитию:
Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением гипотезы. Привлечение к этой работе учащихся развивает их мышление, заставляет применять имеющиеся знания для формулировки гипотезы, а в результате ее проверки ребята получают новые знания. Химический эксперимент открывает большие возможности как для создания и разрешения проблемных ситуаций, так и для проверки правильности выдвинутой гипотезы. Следовательно, эксперимент положительно влияет на умственное развитие учащихся, а учитель имеет возможность управлять процессами мышления, обучения и усвоения знаний. Химический эксперимент может выполнять различные дидактические функции, использоваться в различных формах и сочетаться с разными методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрации явлений через проведение фронтальных лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач. Функции химического эксперимента 1.Эвристическая функция химического эксперимент проявляется в установлении новых а) фактов; б) понятий и в) закономерностей. Эвристическая функция школьного химического эксперимента в развитии учебной деятельности связана, прежде всего, с установлением новых факторов. Уже на первых уроках химии в 8 классе ученики знакомятся с химическими веществами, изучают их свойства, их применение в жизни, узнают много нового, учатся объяснять, например, в 8 классе, добавляя к раствору фенолфталеина несколько капель раствора щелочи, учащийся убеждается в том, что данный индикатор под воздействием щелочи изменяет свою окраску 2.Корректирующая функция химического эксперимента проявляется в преодолении трудностей освоения теоретического материала и исправлении ошибок учащихся Очень часто учащиеся считают, что при взаимодействии растворов соляной и серной кислоты с медью выделяется водород. Для исправления таких ошибок полезно продемонстрировать следующий опыт. В пробирки с соляной кислотой и раствором серной кислоты прибавляют кусочки меди. Учащиеся наблюдают, что при обычных условиях и при нагревании водород не выделяется. Корректировке процесса приобретения экспериментальных умений способствуют эксперименты, которые демонстрируют последствия неправильного выполнения некоторых химических операций. Например, как проводить разбавление концентрированной серной кислоты водой. Для этого в высокий химический стакан наливают концентрированную серную кислоту. Стакан закрывают листом фильтровальной бумаги и через отверстие в бумаге приливают пипеткой горячую воду. При соприкосновении воды с кислотой происходит образование паров и разбрызгивание раствора. При приливании серной кислоты в воду и перемешивании раствора растворение протекает спокойно. 3.Обобщающая функция химического эксперимента позволяет выработать предпосылки для построения различных типов эмпирических обобщений. С помощью серии опытов можно сделать обобщенный вывод, например, о принадлежности различных веществ к классам неорганических веществ. 4. Исследовательская функция химического эксперимента наиболее ярко проявляется в проблемном обучении. Исследовательская функция эксперимента обеспечивает самый высокий уровень развивающего обучения школьников. Она связана с развитием исследовательских умений и навыков учащихся по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов и установок, освоению для школы методов научно-исследовательской работы. Ученический исследовательский эксперимент в условиях развивающего обучения сочетает преимущественное применение основных приемов научного метода с самостоятельным решением и выполнением учебных исследовательских заданий. Примером исследовательского эксперимента может быть использование мини- проектов, например, в 10 классе по теме «Синтетические моющие средства». Исследование моющих свойств различных порошков. Исследовательская работа развивает черты творческой деятельности, формирует интерес к познанию химических явлений и их закономерностей. Наиболее распространенными и доступными для школьников исследованиями можно считать практические работы по качественному анализу веществ. (опыт с медом) Однако в химии важны не только качественные, но и количественные показатели. Если внедрять в учебный процесс исследовательскую деятельность учащихся на межпредметной основе, то можно ожидать повышения уровня системности знаний и дальнейшего их развития, роста творческого потенциала. (опыт с яичным белком) При изучении темы «Белки» учащимся можно поставить следующий вопрос: «Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее центрального отопления?» Чтобы ответить на вопрос, ученики составляют план поиска ответа: а) белковый состав кожи; б) структура молекулы белка; в) влияние температуры на структуру белка. Затем находят ответ: «Высокая температура, вызывая денатурацию и деструктурирование белка, приводит к изменению прочности и размера обуви». В работе также можно использовать проблемный демонстрационный эксперимент, например: как влияет спирт на белок. Опыт №1. К раствору яичного белка добавляю раствор этанола. Происходит процесс денатурации белка. Виды эксперимента Основными видами учебного химического эксперимента являются.
Как очистить соль если она содержит нерастворимые примеси. Цель: формирование у учащихся понятий химической науки и умений наблюдать.
Выполняя лабораторные опыты и практические работы, учащиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний. Иногда при проведении этих опытов проявляется творческий подход – применение знаний в новых условиях, это позволяет повторить, закрепить, углубить, расширить и систематизировать знания из разных разделов химии. Кроме того, у школьников формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению теоретических знаний и политехнической подготовке учащихся. Решая экспериментальные задачи, ученики совершенствуют свои умения и навыки, учатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных заданий. Цель: изучение нового материала.
Цель: способствовать развитию интереса к химии и более осознанному усвоению научных знаний и навыков эксперимента.
Цель: формирование и развитие интереса учащихся к химии.
Цель: показать на экране такие явления, которые в натуральном виде могут быть опасны, протекают длительно во времени, требуют особого оборудования и т.д. Давайте с вами побудем в роли учащихся 8 класса. Эксперимент выполняет эвристическую и обобщающую функции. Пример №1: на моем демонстрационном столе находятся различные физические тела: химический стакан, воронка, пробирка, колбы - гвоздь, ножницы, ложечка для сжигания веществ, щипцы - Что общего у этих предметов? (они сделаны из стекла, из железа) - Что такое вещество? С веществами происходят различные изменения, например вода испаряется, стекло плавится, гниение растительных остатков и т.д. Все эти изменения веществ можно отнести к физическим или химическим явлениям. Мы с вами сейчас разберем признаки химических явлений. Проведем с вами лабораторный опыт «Изучение признаков химических реакций» Перед проведением опытов повторим правила по тб безопасности. Опыт №1. В химический стакан №1 добавьте 2-3 капли раствора кислоты. Что наблюдаете? Назовите первый признак хим. реакций.( главным признаком при взаимодействии соды и лимонной кислоты является выделение газа. Однако более наблюдательные ученики могут отметить и другой признак: растворение твёрдого вещества соды в лимонной кислоте). Для закрепления результатов опыта учащимся можно предложить ответить на вопросы: Где в домашних условиях мы встречаемся с подобным признаком реакции? Опыт №2. В химический стакан №2 добавьте 1 каплю раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Далее в этот раствор добавьте 2-3 капли раствора кислоты. Что наблюдаете? Назовите второй признак хим. реакций. Опыт №3. В химический стакан №3добавьте 1-2 капли раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Назовите третий признак хим. реакций. Очень важно анализировать результаты экспериментов, чтобы получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, установить все причины и условия, которые привели к получению данных результатов. Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки; прививает навыки планировать свою работу и осуществлять самоконтроль; воспитывает уважение и любовь к труду. Эта работа способствует общему воспитанию, всестороннему развитию личности, готовит к деятельности на современном производстве. « Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.» А. М. Бутлеров | |
Просмотров: 16446 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |