Главная » Статьи » Иностранные языки |
Пономарева Светлана Анатолевна, учитель английского языка МОУ Радужненской СОШ В последние десятилетия XX века и в начале XXI века общеобразовательная школа качественно обновляется, что было обусловлено целым рядом причин. Роль иностранного языка как учебного предмета в развитии личности школьника отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС 2010), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 года. В частности, в этом документе подчеркнута «возможность развития личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, формируемых в процессе овладения ИЯ». В основе ФГОС 2010г., относящегося к начальной ступени общего образования, лежит системно-деятельностный подход, который соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать овладение иноязычной речью в контексте осуществления других видов деятельности, свойственных ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, двигательную, музыкальную, деятельность руками и др.), что создает возможность реализовать разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать метапредметные универсальные учебные действия (УУД). Учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, научить выстраивать ассоциативный ряд, который будет помогать получать новые знания, необходимые для решения жизненных ситуаций. Интеграция школьных и внешкольных занятий содействует созданию полноценных условий для совместной работы учителя и обучающихся, условий, способствующих формированию у детей творческого стиля жизнедеятельности, саморазвитию личности младшего школьника и его социальной адаптации. Положения о целостности учебно-воспитательного процесса, единстве воспитания и обучения школьников создают необходимые предпосылки для практического осуществления взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности детей. Реализация целей и задач, заложенных в новом Стандарте по начальному образованию и Программах по ИЯ, невозможно без организации результативного взаимодействия между урочными и внеурочными занятиями. Они связаны между собой единством дидактических, воспитательных и развивающих целей:
Для реализации этих целей в Радужненской средней общеобразовательной школе разработана рабочая программа для начальной школы, учитывающая требования ФГОС и отражающая систему обучения английскому языку. В нашей школе обучение английскому языку осуществляется на основе УМК Н.И. Быковой, Дж. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс «Английский в фокусе». Обучение начинается со 2-го класса, при двух учебных часах в неделю. Английский язык является серьёзным и сложным предметом. На уроках английского языка учащимся приходиться много запоминать, говорить, читать, слушать, писать и анализировать информацию Каждый учитель иностранного языка, принимая новый класс, мечтает приобщить своих учащихся к изучению нового предмета, хочет видеть их более развитыми, любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащихся потребность изучать иностранный язык, убедить каждого ученика в том, что ему нужно знать этот предмет и поддерживать интерес к нему. Глубокое понимание учителем того, что от него ожидает ученик, какой урок принесёт ему чувство удовлетворения и радости, - одна из возможностей повышения действенности урока иностранного языка. Поэтому каждый учитель должен стать творцом, найти свою методику, отвечающую его личным качествам и потребностям учащихся. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса. Новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Приступая к изучению иностранного языка, учитель, прежде всего, изучает психологические особенности детей своей группы. С этой целью он наблюдает за поведением школьников на уроках, которые ведёт учитель начальной школы, в домашней обстановке. Свои наблюдения, а также беседы с учителем начальной школы и родителями помогают учителю иностранного языка определить, кто из ребят ведёт себя естественно и свободно, а кто робко и неуверенно, кто испытывает затруднения в процессе общения или чтения на родном языке. Всё это помогает выбрать разнообразные формы и приёмы проведения занятий иностранным языком, осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Как известно ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока, поэтому учителю приходиться самому конструировать его, опираясь на индивидуальные характеристики учащихся, учитывая свой педагогический опыт. В течение своей педагогической практики, в процессе обучения иностранному языку, я выделила для себя три подгруппы учащихся:
Как известно ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока, поэтому учителю приходиться самому конструировать его, опираясь на индивидуальные характеристики учащихся, учитывая свой педагогический опыт. Какой он, урок 21 века? Конечно же, интересный. Конечно же, информативный. Конечно же, современный. Что может помочь учителю решить эту серьезную задачу? Например, компьютерные технологии. Научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгается в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером. Учитель должен учитывать эту тенденцию и разговаривать с детьми на языке, который им интересен. То есть следует включать в свои уроки элементы новых технологий с использованием компьютера. Это и обучающие программы, мультимедийные словари и электронные учебники, презентации, проекты, дистанционное обучение, Интернет-олимпиады и многое другое. Преимущества использования компьютера на уроках английского языка:
Особое внимание хочется обратить на то, что готовые компьютерные программы для изучения иностранного языка, которые продаются в магазинах, не всегда подходят для использования на уроках. Они, скорее всего, нацелены на индивидуального пользователя, решившего усовершенствовать свои знания. Какой же выход из данной ситуации? Учитель может создавать собственные дидактические материалы, используя возможности имеющихся программ, которые позволят осуществить задачи, поставленные перед учителем в настоящее время. Наиболее доступными и эффективными являются презентации. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной учителем. Презентации возможны на уроках любых возрастных групп, начиная с начальной школы. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует делать их яркими, веселыми, увлекательными, включая загадки и игры. Для школьников среднего звена можно включать лексико-грамматические упражнения, образцы диалогов и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате единого государственного экзамена. Старшеклассники сами умеют создавать презентации, что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы. Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках английского языка? Одно из наиболее важных - это повышение мотивации к изучению предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении той или иной темы испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем, диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на несколько видов памяти - зрительную, слуховую, эмоциональную и даже моторную. Уроки-презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки. Говоря о компьютерных презентациях, следует сказать и о некоторых проблемах, возникающих в процессе работы. На подготовку таких уроков требуется большое количество времени. Сами материалы, например, страноведческого характера, нужно искать в Интернете и дополнительных источниках, так как в системе народного образования найти что-то нужное достаточно проблематично. Пользование Интернетом требует некоторых материальных затрат, а проведение уроков - дополнительных сил и энергии. Но многое оправдывается тем, что дети с радостью работают в мультимедийном кабинете и хорошо запоминают то, что хотел донести до них учитель. Использование презентаций разнообразит учебный процесс и позволит вовлечь детей в познавательную деятельность. А подготовка презентаций самими школьниками имеет явно практическую направленность, так как в дальнейшем им придется работать на предприятиях и в организациях, где презентации являются насущной необходимостью для успешной работы и выполнения своих функциональных обязанностей. Мы рекомендуем использовать компьютерные презентации на уроках в начальной школе, где наглядности явно недостаточно, в среднем звене, где возможна систематизация учебного материала, и в старших классах при подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Особенно полезно создавать презентации по страноведению с показом фотоматериалов о достопримечательностях стран изучаемого языка. Они получаются яркими и интересными, а, следовательно, и более полезными. Ученик перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в познавательную деятельность. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом - один из главнейших принципов эффективного воспитания. Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Реализация задач, связанных с творческим развитием детей в урочной деятельности, и ее наибольшая успешность во многом зависят и от внеурочной деятельности, которая ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск и продуктивное сотрудничество. Внеурочная работа должна быть естественным продолжением системы уроков. Во время проведения внеклассных и внеурочных мероприятий в центре внимания постоянно находится сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся. У детей можно наблюдать повышение мотивации к овладению ИЯ, меняется отношение к предмету «иностранный язык». У детей появляется чувство уверенности Участие в постановках развивает творчество и фантазию школьников, даёт возможность практически применять знания, полученные на уроках. Наиболее доступной и популярной формой внеклассной работы является проведение праздников. У детей появляется чувство уверенности, исполняя песни, читая стихотворения, рассказывая о себе и о своих увлечениях. Участвуя во внеклассных мероприятиях, учащиеся говорят на английском языке свободно и раскованно. У нас накоплен материал о различных праздниках. Материал взят из еженедельного приложения к газете «Первое сентября», из журнала «Иностранные языки в школе», «Speak Out», «Шляпа». Не весь материал ещё изучен и переработан, но мы рады, что он у нас есть, т.к. это открывает широкое поле деятельности. Я считаю, что все эти приёмы помогают прививать интерес к предмету, снимают психологическую нагрузку при общении на иностранном языке, нет на уроке скуки, безделья. Ситуация успеха каждого ученика, улыбка на их лицах, желание посещать уроки – вот, на мой взгляд, самый важный результат наших уроков. И в заключении хотелось бы сказать, что проблема всё равно остаётся, и это заставляет нас продолжить работу по данной теме. Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развивать, а не забить. Согласитесь, очень часто на уроке солирует учитель. Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, всё реже и реже придется словами известной английской песенки “Are you sleeping, are you sleeping, brother James?” будить ученика, заснувшего от тоски и скуки на нашем уроке. | |
Просмотров: 2866 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |