Главная » Статьи » Иностранные языки |
Павлова Мария Сергеевна, учитель английского языка МОУ Сергиевская СОШ (по материалам межрегионального семинара «Мониторинг качества иноязычного образования на современном этапе. Перспективы развития») По определению мониторинг – это комплекс динамических наблюдений и аналитической оценки состояния целостной системы, дающих возможность прогнозирования и управления дальнейшим развитием системы. В задачи мониторинга входит установление причин и величины несоответствия результата целям. Мониторинг характеризуется систематичностью и протяженностью во времени, применяемым критериями и показателями. Система оценки качества образования должна быть напрямую связана современными образовательными технологиями и обеспечивать разумный баланс между внешней и внутренней оценкой качества образования. Мониторинг предполагает внутреннюю и внешнюю оценку качества образования. Внутренняя оценка включает в себя: - процедуры, организуемые и проводимые самой школой (силами учащихся, педагогов, администрации, общественностью, родителями) - полученные данные используются для выработки оперативных решений и лежат в основе школьного планирования. Примерами внутренней оценки служат: самооценка субъектов образовательного процесса, самооценка школы, школьный мониторинг, опросы родителей, оценка школьных образовательных программ, результаты внутренних контрольных работ. Внешняя оценка обычно проводится органами управления образованием, различными специальными организациями, занимающимися оценкой качества образования. Результаты внешней оценки всегда публичны и позволяют определять собственный прогресс и сравнивать свои достижения со школами в регионе, стране. Примеры внешней оценки могут быть следующими: государственная итоговая аттестация (ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ), государственная инспекция, всероссийские проверочные работы, национальные исследования качества образования, региональные и федеральные мониторинговые исследования. М.В. Вербицкая сообщила среднестатистические результаты экзаменов по английскому языку в 2016 году и рассказала о новой системе мониторинга качества иноязычного образования – НИКО. В 2016 году в эксперименте приняли участие 85 субъектов образования РФ, 807 образовательных организаций. Данный мониторинг направлен на проверку следующих умений и навыков: аудирование, чтение текста вслух, говорение (монолог – описание фотографии), чтение с пониманием основного содержания, грамматические навыки, лексические навыки. Последовательность проверяемых навыков и умений построена таким образом неспроста, прослеживается определенная логика. Предполагается, что аудирование поможет учащимся настроиться на нужный лад, послужит так называемой разминкой перед основной частью работы. Далее – чтение вслух (аудирование как фонетическая разминка должно помочь настроиться школьникам на чтение текстового отрывка, правильное произношение и корректную интонацию). Сразу после чтения предлагается приступить к самой сложной и продуктивной части проверочной работы – говорению. Было отмечено, что для получения высокого балла за данную часть работы нужно обучить детей фразам-клише для описания фотографии. Затем уже следует чтение с пониманием основного содержания и проверка грамматических и лексических навыков. Особое внимание стоит обратить на то, что большое количество ошибок допускается именно в грамматике, а причина заключается в том, что правило учащимся известно, а в контексте применить его они не могут. По словам М.В. Вербицкой введение всеобщего мониторинга приведет к следующему: - реальный переход к коммуникативно-когнитивной методике обучения (необходимо делать упор на проведение урока исключительно на иностранном языке, не нужно переписывать грамматические правило в тетрадь – лучше отработать их в контексте) - диалог культур и современное предметное содержание речи - формирование умений в четырех видах речевой деятельности - формирование разных стратегий чтения и аудирования - функциональный подход в обучении грамматике и лексике(грамматические формы и конструкции, лексические единицы в коммуникативно-значимом контексте). - больше репродукции и продукции - баланс спонтанной и подготовленной устной речи - больше беглости и точности (fluency and accuracy). Для достижения данных целей в основной и старше школе учителю необходимо вести урок на иностранном языке и создавать естественные коммуникативные ситуации, шире использовать на уроке работу в парах и малых группах, вовлекать всех учащихся в активную работу. Обобщив все имеющиеся данные, М.В. Вербицкая продемонстрировала новые подходы к оцениванию в обучении иностранным языкам. Она представила вектор развития систем оценивания в отечественном иноязычном образовании следующим образом: - от отметки – к оценке - от оценки – к оцениванию - от субъективного – к субъективно-объективному - от формально-языкового – к содержательно-критериальному - от внутреннего – к сочетанию внутреннего и внешнего оценивания. По мнению спикера, система оценивания – это регулятор образовательного процесса, регулятор программы обучения, необходимый компонент образовательного процесса, средство повышения эффективности преподавания и учения, механизм осуществления связи между учителями, учениками и родителями по поводу успешности образовательного процесса. В рамках ФГОС второго поколения предлагаются новые подходы к оцениванию: - системно-деятельностный подход - практико-ориентированность - введение понятий внешнего и внутреннего оценивания - планируемые результаты как основа контроля - дифференцированный подход к оцениванию (блоки «Ученик научится» и «Ученик может научиться») - содержательно-критериальное оценивание - итоговое нормативно-критериальное оценивание - ориентация на субъективно-объективное оценивание - самооценка обучающихся. Основой новой системы оценивания становится именно критериальное оценивание. Оно основано на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, заранее известными всем участникам учебного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию предметных и метапредметных умений и учебно-познавательной компетенции учащихся. Критериальное оценивание подразделяется на формируюшее (текущее) и констатирующее (итоговое). Формирующее оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Констатирующее оценивание – определение уровня сформированности знаний, умений, навыков при завершении изучения определенного учебного блока. Оценки являются основой для определения итоговых оценок за отчётный период (четверть, полугодие, год). В заключение отметили, что повышение эффективности обучения может обеспечить только критериальное, содержательное, сознательное, субъективно-объективное, текущее и итоговое, мотивирующее, дифференцированное и дифференцирующее оценивание. | |
Просмотров: 926 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |