Главная » Статьи » Иностранные языки |
Психологические особенности эффективного обучения иностранному языку Богословская Ольга Вячеславовна, МОУ Песковская СОШ Одним из условий эффективности любого обучения, наравне с методикой, личностью учителя, уровнем развития детей и т.д., является психологический фактор. Образовательная политика на сегодняшний день , новые стандарты и конечно же современные дети –все это требует учета психологических особенностей в преподавании любого предмета ,и иностранного языка в том числе. Например, такие как, возрастные особенности, темперамент. Считается, что наиболее сенситивный период в освоении иностранного языка возраст от 4 до 8 лет, и наиболее успешны в обучении, дети с темпераментами холериков и сангвиников. Но более подробно я хотела остановиться на других моментах. Итак, основой любой деятельности является мотив, то есть понимание того, для чего нам это надо. Мотивация – это та движущая сила, которая толкает нас вперед. Мотивация может быть как внутренней, так и внешней. Более зрелая это конечно, внутренняя мотивация. Боязнь получения плохой оценки, недовольство родителей или педагогов – какое- то время, конечно, тоже является мощным фактором в освоении тех или иных знаний, но со временем интерес все равно проходит. Поэтому необходимо найти мотивацию для конкретного ученика. И утверждение, что каждый современный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, звучит неплохо, но очень абстрактно для ребенка. На мой взгляд, более удачные мотивы – это вероятность введения обязательного ЕГЭ, общение с иностранными товарищами, перевод популярных музыкальных композиций (для ребенка который увлекается музыкой) и т.д. То есть, ребенок должен сам для себя понять, для чего ему это нужно. И особенно это важно становится в среднем звене, так как на смену познавательной активности младшего школьника и детскому «Хочу все знать», приходит более зрелое – «А для чего мне надо». Это конечно возможно только при индивидуальном подходе к каждому ученику. Большое значение в обучении иностранного языка принадлежит развитию основных психических познавательных процессов: память, внимание. Тут следует отметить, что основное их формирование и развитие происходит в возрасте до 12 лет. Это не говорит о том, что после этого возраста уже бессмысленно тренировать память и внимание детей, но основной вклад в это уже сделан. Когда я готовилась к данному выступлению, мне пришло в голову, что многие психологические методики можно перенести на уроки иностранного языка. Например, методика «10 слов», которая позволяет, как исследовать, так и развивать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. Никакого специального оборудования и много времени не требуется. Детям произносится 10 слов с небольшими паузами, в вашем случае на английском языке, слова должна быть по началу простыми и не связанными с друг другом по смыслу, но их может объединять одна тема. В норме за 3-5 повторений все слова должны быть названы. Если это упражнение выполнялось в начале урока, в конце урока можно попросить повторить эти слова. В дальнейшем можно перейти от простых слов к словосочетаниям. Также в арсенале психологов есть методика «Корректурная проба», которая и диагностирует и очень хорошо развивает внимание. Ребенку дается текст, и предлагается какую -либо букву вычеркнуть, другую обвести. Ребенок читая текст, выполняет данное задание в течении минут 5. Для того чтобы сделать обучение наиболее эффективным, необходимо учесть некоторые психологические особенности восприятия информации человеком. Когда мы пытаемся кого-то чему-то научить, в первую очередь мы обращаемся к органам чувств своего ученика, являющимися его «окнами в мир». Слушает ли обучающийся нашу лекцию, смотрит на доску или проводит опыт вместе с нами, прежде всего в работу включаются его ощущения и восприятие, и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д. Существует три пути восприятия информации: 1. визуальный (здесь задействовано зрение), 2. аудиальный (через слух); 3. кинестетический (основанный на ощущениях, чувствах: вкус, тактильность, обоняние) До сих пор в школах основным источником информации остаётся речь преподавателя. Чтобы определить, какой ведущий канал восприятия у вашего ученика, попросите ученика представить что-нибудь из явлений природы — то, что связано с положительными эмоциями (море, сад, поле, лес, дорогу, горы) — и пусть он опишет свои ассоциации и впечатления, связанные с этим явлением. Если первыми он назовёт зрительные образы, а уже потом заговорит о звуках и чувствах, то его ведущая система — зрительная, он визуал. Если сначала он будет «слышать» шорох листьев, шум моря, пение птиц и проч., вне сомнений — он аудиал. А если для того чтобы представить что-то, ему нужно сначала восстановить чувства (ощущения тепла, прохлады, бемятежности, спокойствия, бодрости), то у него преобладает память телесных, обнятельных и вкусовых ощущений. Такой человек называется кинестетик. Исходя из этого, можно выбрать наиболее подходящую форму обучения или сочетать сразу несколько. При работе с визуалами:
В обучении аудиалов:
В обучении кинестетиков
Ну и последнее на чем я хотела бы остановиться, это функционирование нашего головного мозга. Вспомним, за что отвечают полушария головного мозга: левое (полушарие мышления) и правое (полушарие чувствования):
И что интересно, в изучении иностранных языков принимает участие и левое полушарие головного мозга, оно отвечает за закладку основ синтаксиса, грамматики языка, фонематических данных; и правое полушарие, за счет его усваивается навык произношения иностранных слов, а также вариации значений, которые зависят от интонации, особенностей использования. Правый отдел мозга обеспечивает образное восприятие. Его развитие делает ребенка гармоничнее. Следовательно очень важно активное кооперирование деятельности обоих полушарий, «наблюдателя-контролера» (левого) и «творца» (правого), повышает эффективность учебы, то есть речь идет о межполушарном взаимодействии обоих полушарий головного мозга. И я хочу с вами поделиться некоторыми упражнениями как раз для межполушарного взаимодействия, которые можно вставлять в любую часть урока, в качестве разминки и физкультминутки. Если сделать сопровождение на английском языке, то эти задания могут очень помочь вам. «Кулак – ребро – ладонь» «Колечки» «Лягушки» «Ухо-нос» И еще один интересный момент. Какой язык выбрать для изучения? Чаще всего выбор языка для изучения с детьми склоняется в пользу английского. Он является универсальным и практически международным. Однако если для вас имеет значение гармоничность развития вашего ребенка, сделайте этот выбор, основываясь на том, какие склонности и темперамент у вашего ребенка. Японский язык поможет вырасти неординарной личностью с двумя развитыми полушариями головного мозга. При изучении японского будет активно задействовано правое полушарие головного мозга, ведь процесс запоминания иероглифов основан на образах. Китайский язык подойдет для музыкально одаренных детей. Он поможет развить музыкальный слух – в китайском языке можно получить различные значения одного слова только при помощи интонации. Изучение китайского языка способствует стимулированию музыкальных центров правого полушария, развивает слух и музыкальность. Кроме того, по мнению лингвистов-экспертов, китайский является языком будущего. Если ребенок очень открыт и коммуникабелен, следует отдать предпочтение мягкому французскому либо страстному испанскому языку. Для ребенка практичного, любящего логику, делающего все по порядку, выбирать надо немецкий язык. Опубликовано: 26 января 2015 года | |
Просмотров: 3119 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |