Главная » Статьи » Иностранные языки |
Т.В. Юхтенко, учитель английского языка МОУ Чернореченская ООШ
Изменение общественно-политической ситуации в мире, развитие международных контактов во всех сферах, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения. В связи с модернизацией отечественного образования одной из важнейших задач, стоящих перед школой, стало формирование ключевых компетенций учащихся. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль. Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем, учить на практике тому, что придется делать во взрослой жизни. Итак, что же такое компетенция и компетентность. Существует достаточно большое количество определений этих понятий. «Компетенция» - это обладание определенными знаниями, умениями и готовность для эффективной деятельности в конкретной ситуации. «Компетентность» - это обладание учащимися определенной компетенцией и личностное отношение к данной компетенции и предмету деятельности. По классификации А.В.Хуторского выделяется 3 основных вида компетенций:
Важнейшими для жизни в современном мире являются ключевые компетенции. Согласно Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и целям, которые он определяет, изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие:
В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы. Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако, некоторые формы сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций:
Компетентностными методами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование. Это –
Дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность – это те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме. Я остановлюсь на некоторых видах работы. Реальные, жизненные, естественные ситуации Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи: 1) поблагодарить 2) предложить помощь 3) уточнить то, что непонятно т.е. начинается реальное общение с Classroom English. Реальное общение возможно при создании языкового окружения (Classroom English создает много возможностей и ситуаций для реального общения. Но недостаточно самому употреблять фразы, надо добиваться, чтобы ученики адекватно реагировали на них) и ситуации успеха. Обучение письму При обучении письму также продуктивно использовать различные игровые задания, например: - Кто составит больше слов из букв, которые есть в слове IDENTIFICATION. - Кто напишет больше слов, которые ассоциируются со словом food (animal, flat) и т.д. Обучение чтению Чтение складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. В начальный период изучения иностранного языка, при овладении техникой чтения учащиеся испытывают определённые трудности. Работа над текстом состоит из следующих этапов: 1. Предтекстовый — пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; определить перед чтением по заголовку и (или) по структуре текста, по рисункам, сопровождающим текст, к какому виду (типу) этот текст относится (например, кулинарный рецепт или объявление в газету); о чем или о ком может идти в нем речь. 2. Чтение текста/отдельных его частей Первое прочтение художественного текста может быть связано:
Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие — для полного понимания, например, рецептов, инструкций, третьи — для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.). 3. Послетекстовый Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста: деление текста на смысловые вехи; составление плана к каждой части и выписывание опорных предложений к каждому пункту плана; сокращение или упрощение текста для лучшего его воспроизведения и др. Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-продуктивного характера:
Цель третьей группы упражнений — развить умения продуктивного характера: использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра), и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от своего собственного лица» (обоснование позиции героев/автора; дискуссия по проблеме, затронутой в тексте; написание рецензии/отзыва на текст; составление продолжения истории/рассказа и др.). Обучение аудированию Задания по аудированию могут быть следующими: 1)Подготовительные. Прослушайте и повторите слова. Выделите из ряда прослушанных слов одно не подходящее по смыслу. Прослушайте прилагательные и назовите существительные, которые с ними чаще употребляются. 2) Речевые. Прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему. Прослушайте начало диалога, продолжите его. Ответьте кратко на вопросы после прослушивания текста. Прослушайте текст и расставьте картинки по порядку происходящих действий. Для развития речевого и фонематического слуха используются упражнения на дифференциацию звуков (долгих и кратких гласных, межзубных, свистящих и т.д.), слов и образцов общения. Например: хлопните в ладоши, если услышите краткий звук [i], и 2 раза, если услышите долгий [i:]. «Где спрятался звук?» Том будет называть свои любимые звуки. Скажите, в названиях каких продуктов питания спрятались эти звуки? Том: [h] – дети: ham, hat, house и др. Также используются тексты-загадки. Прослушивание любого текста предваряется коммуникативной задачей. Например, «Отгадайте загадки, и волшебная дверь откроется». It cannot run. It cannot jump. It can go. It can swim. It cannot read and draw. It likes fish. It can eat a monkey. It is big. It is green. (a crocodile) Это лишь небольшая часть форм и методов работы, позволяющих развить у учащихся ключевые компетенции. Но для того, чтобы развить ключевые компетенции у детей, необходимо в первую очередь радикально изменить профессиональное сознание учителей. Ибо учитель не может развивать те компетенции, которыми не владеет сам. Компетентностная модель современного учителя Профессиональные качества:
Профессиональные компетенции учителя
Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход способствует:
Именно поэтому необходимость использования компетентностного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является улучшение результата: ученик должен быть не просто знающим, но и умеющим, что и призван обеспечить компетентностный подход. | |
Просмотров: 3131 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |