Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание на уроках физической культуры

Веркин А.А.,

 учитель физической культуры МОУ Маливская СОШ

 

Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под  “духовно-нравственными ценностями” понимаются основополагающие в отношениях людей   друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

По словам ученого В.И.Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование ее:

  • Нравственных чувств – совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма.
  • Нравственного облика – терпения, милосердия, кротости, незлобивости.
  • Нравственной позиции – способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний.
  • Нравственного поведения – готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Добиться успеха в воспитании и обучении школьников невозможно без культурного, духовно-нравственного воздействия, без умелого использования методики воспитательного процесса, и физическая культура является неотъемлемой его процесса.

Физическая культура – это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Физическая культура является частью культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность – ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей  человека.

Задачи духовно-нравственного воспитания на уроках физической культуры тесно взаимосвязаны между собой. Основной задачей является формирование понимания отношения к здоровью и здоровому образу жизни, но без воспитания патриотизма и гражданственности, трудолюбия и творческого отношения к жизни, природе и окружающей среде, прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях может привести к безразличию к людям, жизни.

Реализация этих задач предполагает создание единой цепи между педагогом и родителями. Легче воспитывать детей , если  учитель и родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей. Стремясь к реализации этих задач в практической жизнедеятельности, надо учитывать их: в построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и вне учебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам.

Для организации этого на уроках физической культуры используются следующие методы: убеждение, оценка поступков, положительный пример учеников и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Учитель, разъясняя правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами. Важен личный пример самого учителя. Поэтому начинать, надо прежде всего с себя: терпение, самокритичность, старание поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувство юмора, меры такта, и, конечно, сознательный отказ от любых форм насилия. Ученики осознано и неосознанно подстраиваются под ритм работы учителя, фактически копируют его поведение, и тем самым формируют устойчивые нормы своего поведения на уроках.

Умение детей различать хорошее и плохое на уроках зависит от:

-авторитета, личности и силы аргументов учителя:

-количества аргументированных доводов, их повторений.

- эмоциональной окраски учителя.

- самостоятельного воспроизведения ребенком аргументов “за” и “против”, в пользу того или иного поведения с объяснением причин своего выбора.

Один из аспектов духовно-нравственного воспитания на уроках физической культуры – уважение к достоинству обучающегося, повышение его в собственных глазах. Ведь достоинство человека неразрывно связано с верой в самого себя.

В ходе решения задач физической культуры, когда основные усилия направлены на полноценное укрепление здоровья, на способность управлять движениями своего тела, одновременно формируют также качества, как настойчивость, смелость, решительность, самодисциплина и дисциплина, взаимовыручка, умение жить в коллективе. Это в большей мере нравственные качества, качества духовной личности. Особенно ценны в этом подвижные и спортивные игры. Помня о необходимости воспитывать у обучающихся настойчивость и умение преодолевать трудности, учитель сознательно создает условия при которых усложняются упражнения и их выполнение. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение заданий, творческий подход, воспитывает у детей чувство дружбы, товарищества, коллективизма.

Решив все эти задачи на уроке физической культуры, мы видим, что связь между здоровьем и духовно-нравственным воспитанием носит взаимообразный характер. М.Монтель писал: «Здоровье – это драгоценность, и при этом единственная, ради которой действительно стоит  не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. Без здоровья меркнут и гибнут радость, мудрость, знания и добродетель”. Здоровье начинается с сильного тела, способствует эмоциональной устойчивости, приводит к ясному интеллекту, мудрости, открытию души и духа. И первой ступенью на этом пути является урок физической культуры.

Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: sedoidead (07.04.2016)
Просмотров: 2133 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]