Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитание |
Веркин А.А., учитель физической культуры МОУ Маливская СОШ
Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под “духовно-нравственными ценностями” понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. По словам ученого В.И.Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование ее:
Добиться успеха в воспитании и обучении школьников невозможно без культурного, духовно-нравственного воздействия, без умелого использования методики воспитательного процесса, и физическая культура является неотъемлемой его процесса. Физическая культура – это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Физическая культура является частью культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность – ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека. Задачи духовно-нравственного воспитания на уроках физической культуры тесно взаимосвязаны между собой. Основной задачей является формирование понимания отношения к здоровью и здоровому образу жизни, но без воспитания патриотизма и гражданственности, трудолюбия и творческого отношения к жизни, природе и окружающей среде, прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях может привести к безразличию к людям, жизни. Реализация этих задач предполагает создание единой цепи между педагогом и родителями. Легче воспитывать детей , если учитель и родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей. Стремясь к реализации этих задач в практической жизнедеятельности, надо учитывать их: в построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и вне учебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам. Для организации этого на уроках физической культуры используются следующие методы: убеждение, оценка поступков, положительный пример учеников и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Учитель, разъясняя правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами. Важен личный пример самого учителя. Поэтому начинать, надо прежде всего с себя: терпение, самокритичность, старание поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувство юмора, меры такта, и, конечно, сознательный отказ от любых форм насилия. Ученики осознано и неосознанно подстраиваются под ритм работы учителя, фактически копируют его поведение, и тем самым формируют устойчивые нормы своего поведения на уроках. Умение детей различать хорошее и плохое на уроках зависит от: -авторитета, личности и силы аргументов учителя: -количества аргументированных доводов, их повторений. - эмоциональной окраски учителя. - самостоятельного воспроизведения ребенком аргументов “за” и “против”, в пользу того или иного поведения с объяснением причин своего выбора. Один из аспектов духовно-нравственного воспитания на уроках физической культуры – уважение к достоинству обучающегося, повышение его в собственных глазах. Ведь достоинство человека неразрывно связано с верой в самого себя. В ходе решения задач физической культуры, когда основные усилия направлены на полноценное укрепление здоровья, на способность управлять движениями своего тела, одновременно формируют также качества, как настойчивость, смелость, решительность, самодисциплина и дисциплина, взаимовыручка, умение жить в коллективе. Это в большей мере нравственные качества, качества духовной личности. Особенно ценны в этом подвижные и спортивные игры. Помня о необходимости воспитывать у обучающихся настойчивость и умение преодолевать трудности, учитель сознательно создает условия при которых усложняются упражнения и их выполнение. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение заданий, творческий подход, воспитывает у детей чувство дружбы, товарищества, коллективизма. Решив все эти задачи на уроке физической культуры, мы видим, что связь между здоровьем и духовно-нравственным воспитанием носит взаимообразный характер. М.Монтель писал: «Здоровье – это драгоценность, и при этом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. Без здоровья меркнут и гибнут радость, мудрость, знания и добродетель”. Здоровье начинается с сильного тела, способствует эмоциональной устойчивости, приводит к ясному интеллекту, мудрости, открытию души и духа. И первой ступенью на этом пути является урок физической культуры. | |
Просмотров: 2133 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |