Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования

Королева В.С.,

МДОУ  детский  сад  общеразвивающего  вида  № 7 «Ладушки»

 

Сегодня  я  представлю  Вашему  вниманию  МАСТЕР – КЛАСС «Цифровая  лаборатория  НАУРАША.  Определение  кислотности», «Электричество».

   Ребёнок дошкольного возраста исследователь по своей природе. Ему свойственно любопытство, постоянное стремление  наблюдать и экспериментировать. Необходимо отметить, что  получая большой поток информации,  наши дети теряют интерес к познанию, желание исследовать и добывать информацию самостоятельно. Все педагоги, работающие с детьми, согласятся, что на смену предметам – заменителям пришли готовые модели, игрушки. Это и многое другое, ограничивает возможности детей дошкольного возраста  для  проявления их творчества,  мыслительной активности, познания.

Для того чтобы развить у детей познавательные способности необходимо научить  их  наблюдать, анализировать, сравнивать и  обобщать.  Наблюдая за детьми в своей группе, я отмечала, что многие  дети интересуются: откуда берутся предметы  или как происходят  те  или иные  явления природы (идет снег, появляется туман, образуется роса). И  чем  старше становятся дети, тем сложнее  их  вопросы, а ответы  на  них  требуют  понятного  объяснения , но на научной основе.

Федеральный  государственный образовательный  стандарт дошкольного образования  предполагает, что ребенок  к  концу  дошкольного  возраста  должен  иметь  следующие  характеристики  личности:

-  Быть  любознательным, задавать  вопросы о  предметах  и явлениях, интересоваться  причинно- следственными связями (как? почему? зачем?);

-  Самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

- Проявлять  интерес  к  экспериментированию и наблюдениям;

- Обладать начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

-  Обладать   элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

-  Обладать умением  принимать  собственные  решения, опираясь на свои знания и навыки в различных сферах действительности.

Все  это  говорит  о необходимости  использования   познавательно-исследовательской  деятельности  для  развития  детей в условиях детского сада.

В начале  работы по совместной  экспериментальной деятельности с детьми я провела  диагностику  познавательного интереса ребенка по Методики Л.Н.Прохорова, которая  показала, что в нашей группе большинство детей  имеют  низкий  и  средний  уровень  развития  познавательных  способностей. Дети во время исследований  проявляли интерес к деятельности, но  мало  задавали вопросов, не выдвигали предположений «Почему?». Поэтому  я решила уделить особое  внимание  в педагогическом процессе экспериментированию.    

 Анкетирование   родителей воспитанников   показало  их интерес к  использованию экспериментирования  в педагогическом процессе.

В совместной  деятельности  с  детьми я стала  широко  использовать экспериментальную  деятельность, как одно из  условий  развития  познавательных   процессов,  любознательности и активности детей старшего дошкольного возраста.

  Были поставлены следующие  задачи:

1. Развивать  у детей  представление  о  единстве окружающего  мира  и  самого  себя;

2. Развивать  познавательный  интерес  и  любознательность  в  процессе  наблюдений  за  реальными  природными  объектами  и  к  экспериментированию  ;

3. Формировать  навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д. в процессе  познания  природной  картины  мира, способствовать развитию речи;

4. Воспитывать  любовь  к  природе  и  стремление защищать  её;

5. Развивать  самостоятельность  в  разрешении  проблемных  ситуаций   в   экспериментально - исследовательской  деятельности;

6.Учить  объяснять  факты  наблюдения и  фиксировать  результаты  доступными  способами.

Для  создания  необходимых  условий  вместе  с воспитателями, детьми  и родителями    в  группе  была  оборудована  мини-лаборатория и приобретены приборы -  « помощники»:

 

лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

Вместе с детьми на прогулках мы собирали  природный: камешки, глину, песок, ракушки, листья деревьев, мох, семена. Отбирали  разные виды бумаги и  медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) и многое другое.

В соответствии с ФГОС  для экспериментальной деятельности  была приобретена мини-лаборатория «НАУРАША», которая включает  в себя  оборудование для проведения опытов и экспериментов  по изучению температуры, магнитного поля, кислотности и электричества.

  Были  составлены картотеки  опытов  и  наблюдений,  перспективный план  и планы-конспекты занятий.  Вместе с детьми мы реализовали долгосрочный проект  «Опытно-экспериментальная  деятельность в условиях ДОУ». С детьми мы проводили опыты: «Путешествие капельки», «Невидимка воздух», «Бумага и ее свойства», «Опыты с песком».  Дети с интересом узнавали: почему вода  приобретает вкус, где  можно спрятать воздух.  Дети научились пользоваться лабораторными приборами. Познавательно-исследовательская  деятельность  вошла  в жизнь  группы. Опыты  и наблюдения проводились  на  занятиях, во  время  прогулок, в совместной  деятельности воспитателя и детей, иногда по их инициативе.

В  рамках  конкурса  «Педагог  года-2016»  мною  был  проведен  открытый  просмотр  опытно-экспериментальной  деятельности  с  детьми  подготовительной группы  «Секреты  «Кока-колы».

В результате проведенной работы дети научились проявлять инициативу, больше  спрашивать, научились анализировать,   обобщать  и  делать  выводы. Обращать  внимание  на  детали и выделять главное. Научились объяснять наблюдаемое.

Сегодня  я  хотела  бы  уделить  особое  внимание цифровой  лаборатории  «Наураша», которая состоит  из  8 лабораторий, каждая  из  которых  -   отдельная  тема:

- «Температура»

- «Свет»

-« Электричество»

- «Кислотность»

- «Магнитное  поле»

- «Пульс»

- «Сила»

- «Звук»

Каждый  модуль  включает  в  себя  4 раздела:

- обучающая  информация

- измерения

- сравнительные  измерения

-игровые  измерения

В составе  комплекта  по  всем  темам имеются:

- сопутствующая  компьютерная  программа

- брошюра  с  методическими  рекомендациями

- датчик  «Божья  коровка», измеряющий  соответственно  теме физическую  величину

- набор  вспомогательных  предметов

И сегодня  я хочу Вас познакомить с лабораторией                 

   «Определение кислотности».

Основная  часть.

Приглашаем желающих принять  участие.

С  участниками  проводится  игра  «Определи  на  вкус»:  участникам  предлагается  попробовать  на  вкус  несколько  фруктов  и  ответить  на  вопрос: «Что  кислее?» (игра  проводится  с  завязанными  глазами).

- Как  вы  думаете, что  такое  кислотность? Можно ли  измерить  кислоту  прибором? Ответы  на  эти  и  другие  вопросы мы  узнаем,  выполнив  задания  лаборатории.

Участники  приглашаются  за  стол,  знакомятся с оборудованием и приступают к   измерениям.

Далее  делаются  выводы.

«Электричество»

Участникам  предлагается  ответить  на  вопросы: без  чего  не  может  работать  компьютер, телевизор, холодильник? Как  получить  электричество  в  домашних  условиях? Когда  электричество  опасно?

Ответы  на  эти  и  другие  вопросы  мы  сможем  найти, выполнив правильно задания лаборатории « Наураша».

 

 

 

 

 

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: sedoidead (23.02.2016)
Просмотров: 1904 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]